Онлайн-формат работы сильно экономит время, но снижает эффективность коммуникации

Логотип компании
21.01.2022
Онлайн-формат работы сильно экономит время, но снижает эффективность коммуникации
Международное кадровое агентство Kelly Services опросило около 1000 кандидатов, чтобы выяснить, как изменились бизнес-процессы в компаниях в связи с переходом в онлайн.

Большинство адаптировались к онлайн-формату работы, и кандидаты не видят разницы между онлайн- и офлайн-встречами, однако утверждают: онлайн-формат сильно экономит время, но также снижает эффективность коммуникации.

Больше половины опрошенных – специалисты (52%), а также руководители (34%), работники начального уровня (6%) и топ-менеджеры (9%) из Москвы и Санкт-Петербурга (68%) и других регионов (32%). Чуть больше трети (36%) опрошенных работают очно в офисе или на производстве, такое же количество респондентов (36%) перешли на гибридный режим работы. Полностью дистанционно работают 22% сотрудников. Еще 5% признались, что не работают в данный момент (рис.1).

Онлайн-формат работы сильно экономит время, но снижает эффективность коммуникации. Рис. 1

Рис. 1. Работаете ли вы в настоящий момент? (%)

Кто и как работает: как обстоит ситуация сейчас?

Среди опрошенных больше половины (52%) работают в международных компаниях, 38% являются сотрудниками российских частных предприятий. Еще 5% — это представители российских государственных компаний. 4% респондентов ответили, что работают на себя, а чуть больше 1% — это работники российских государственных структур (рис.2).

Онлайн-формат работы сильно экономит время, но снижает эффективность коммуникации. Рис. 2

Рис. 2. Где вы работаете? (%)

По результатам опроса, 35% компаний перевели более 50% своих сотрудников на удаленный или гибридный формат работы. Еще 18% опрошенных поделились, что в их компаниях на дистанционке находятся от 25% до 50% сотрудников. Примерно такое же количество работодателей (19%) обеспечивает удаленный формат работы для менее чем 25% своих работников. Есть и те, кто полностью перешел в онлайн-формат – таких среди опрошенных 8% сотрудников, а 19% респондентов поделились, что отказались от удаленного режима работы (рис.3).

Онлайн-формат работы сильно экономит время, но снижает эффективность коммуникации. Рис. 3

Рис. 3. Сколько сотрудников на вашей работе переведены на удаленный/гибридный режим? (%)

Насколько сильно изменились процессы внутри компаний?

В компаниях сильно трансформировался формат коммуникации с клиентами и партнерами. Значительная часть (59%) опрошенных отмечают, что большинство совещаний и конференций проходят онлайн, за исключением событий, которые требуют личного присутствия должностных лиц (сдача работ на производстве, др). Практически четверть респондентов (23%) ведут все бизнес-коммуникации полностью в онлайн-формате. Меньшинство (18%) тех, кто отказался от удаленного формата работы (рис.4).

Онлайн-формат работы сильно экономит время, но снижает эффективность коммуникации. Рис. 4

Рис. 4. Как изменился ваш формат общения с клиентами/партнерами? (%)

В связи с изменением режима работы, респонденты также рассказали, насколько эффективно проходят онлайн-встречи. Большинство (38%) не видят разницы в скорости коммуникации, однако 32% считают, что она стала хуже в сравнение с личными встречами. Почти половина опрошенных (45%) отмечают, что нет различий в затрачиваемом времени, которые уделяется на подготовку и проведение встреч, но все же 39% утверждают, что время, затрачиваемое на подготовку к встречам, использовалось более эффективно. Что касается результативности онлайн-встреч – 47% процентов сотрудников не видят принципиальной разницы, когда 37% отмечают, что результативность онлайн-встреч ниже по сравнению с офлайн-форматом (рис.5).

Онлайн-формат работы сильно экономит время, но снижает эффективность коммуникации. Рис. 5

Рис. 5. Оцените эффективность онлайн-встреч по сравнению с личным общением по критериям (хуже, лучше, не вижу разницы, %)

Командировки сотрудников также были адаптированы для онлайн-формата. 52% опрошенных отмечают, что большинство встреч, для которых раньше требовались бизнес-поездки, проходят онлайн, за исключением событий, которые требуют личного присутствия должностных лиц на производстве. Еще для 12% сотрудников все выездные командировки были переведены в онлайн-формат. Но для 36% респондентов командировки продолжаются в обычном режиме (рис.6).

Онлайн-формат работы сильно экономит время, но снижает эффективность коммуникации. Рис. 6

Рис. 6. Насколько сократились командировки сотрудников в связи с развитием онлайн инструментов? (%)

Помимо бизнес-процессов изменения коснулись и рабочих пространств. Подавляющее большинство (79%) опрошенных отмечают, что офисные пространства сократились до 30%. Еще 13% респондентов поделились, что компании сократили от 30% до 60% рабочих зон. 5% ответили, что в их офисах ограничили от 60% и более офисных площадей из-за перехода в онлайн. Меньше всего тех, что полностью отказался от офисов – 3% сотрудников (рис.7).

Онлайн-формат работы сильно экономит время, но снижает эффективность коммуникации. Рис. 7

Рис. 7. Как изменилось рабочее пространство вашей компании в связи с развитием онлайн инструментов? (%)

Какие изменения ожидают нас в первую очередь?

Более трети (35%) сотрудников признались, что после отмены ограничений в их компаниях планируют восстановить корпоративные мероприятия и тимбилдинги. Это еще раз говорит о том, насколько люди соскучились по живому общению. Среди опрошенных, 21% рассказали, что в их компаниях намерены вернуть офлайн-встречи с клиентами и партнерами, и еще столько же (21%) хотят вернуть сотрудников в офисы. Также компании готовы восстановить бизнес-поездки – среди опрошенных таких 19% (рис.8).

Онлайн-формат работы сильно экономит время, но снижает эффективность коммуникации. Рис. 8

Рис. 8. Какие из бизнес-процессов, ваша компания планирует восстановить после отмены ограничений? (%)

«К 2022 году большинство компаний успешно адаптировали как внутренние, так и внешние бизнес-процессы к онлайн формату. Однако, уход на удалёнку и гибрид, решив проблемы пандемии, поставил новые вопросы: как мотивировать людей на расстоянии? Как отслеживать эффективность их работы? Как удерживать в тонусе проектные команды? Многие сотрудники остро ощущают нехватку офисной жизни, личных встреч с коллегами и руководителями, особенно это касается новичков и молодежи. Поэтому, как только пандемийные ограничения будут снижены, мы ожидаем возвращения многих процессов обратно в офлайн-формат», - комментирует Екатерина Горохова, генеральный директор "Kelly Services Россия и Польша".

Читайте также
В Правительстве РФ готовится очередной национальный проект, получивший название «Средства производства и автоматизации». На его реализацию выделяется более 300 млрд рублей. Цель – предоставить дополнительный ресурс для развития российских промышленных предприятий. По словам Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дениса Мантурова, одним из трех основных направлений, на которых будет сосредоточено внимание, станет развитие робототехники.

Похожие статьи