Онлайн-формат работы сильно экономит время, но снижает эффективность коммуникации
Большинство адаптировались к онлайн-формату работы, и кандидаты не видят разницы между онлайн- и офлайн-встречами, однако утверждают: онлайн-формат сильно экономит время, но также снижает эффективность коммуникации.
Больше половины опрошенных – специалисты (52%), а также руководители (34%), работники начального уровня (6%) и топ-менеджеры (9%) из Москвы и Санкт-Петербурга (68%) и других регионов (32%). Чуть больше трети (36%) опрошенных работают очно в офисе или на производстве, такое же количество респондентов (36%) перешли на гибридный режим работы. Полностью дистанционно работают 22% сотрудников. Еще 5% признались, что не работают в данный момент (рис.1).
Рис. 1. Работаете ли вы в настоящий момент? (%)
Кто и как работает: как обстоит ситуация сейчас?
Среди опрошенных больше половины (52%) работают в международных компаниях, 38% являются сотрудниками российских частных предприятий. Еще 5% — это представители российских государственных компаний. 4% респондентов ответили, что работают на себя, а чуть больше 1% — это работники российских государственных структур (рис.2).
Рис. 2. Где вы работаете? (%)
По результатам опроса, 35% компаний перевели более 50% своих сотрудников на удаленный или гибридный формат работы. Еще 18% опрошенных поделились, что в их компаниях на дистанционке находятся от 25% до 50% сотрудников. Примерно такое же количество работодателей (19%) обеспечивает удаленный формат работы для менее чем 25% своих работников. Есть и те, кто полностью перешел в онлайн-формат – таких среди опрошенных 8% сотрудников, а 19% респондентов поделились, что отказались от удаленного режима работы (рис.3).
Рис. 3. Сколько сотрудников на вашей работе переведены на удаленный/гибридный режим? (%)
Насколько сильно изменились процессы внутри компаний?
В компаниях сильно трансформировался формат коммуникации с клиентами и партнерами. Значительная часть (59%) опрошенных отмечают, что большинство совещаний и конференций проходят онлайн, за исключением событий, которые требуют личного присутствия должностных лиц (сдача работ на производстве, др). Практически четверть респондентов (23%) ведут все бизнес-коммуникации полностью в онлайн-формате. Меньшинство (18%) тех, кто отказался от удаленного формата работы (рис.4).
Рис. 4. Как изменился ваш формат общения с клиентами/партнерами? (%)
В связи с изменением режима работы, респонденты также рассказали, насколько эффективно проходят онлайн-встречи. Большинство (38%) не видят разницы в скорости коммуникации, однако 32% считают, что она стала хуже в сравнение с личными встречами. Почти половина опрошенных (45%) отмечают, что нет различий в затрачиваемом времени, которые уделяется на подготовку и проведение встреч, но все же 39% утверждают, что время, затрачиваемое на подготовку к встречам, использовалось более эффективно. Что касается результативности онлайн-встреч – 47% процентов сотрудников не видят принципиальной разницы, когда 37% отмечают, что результативность онлайн-встреч ниже по сравнению с офлайн-форматом (рис.5).
Рис. 5. Оцените эффективность онлайн-встреч по сравнению с личным общением по критериям (хуже, лучше, не вижу разницы, %)
Командировки сотрудников также были адаптированы для онлайн-формата. 52% опрошенных отмечают, что большинство встреч, для которых раньше требовались бизнес-поездки, проходят онлайн, за исключением событий, которые требуют личного присутствия должностных лиц на производстве. Еще для 12% сотрудников все выездные командировки были переведены в онлайн-формат. Но для 36% респондентов командировки продолжаются в обычном режиме (рис.6).
Рис. 6. Насколько сократились командировки сотрудников в связи с развитием онлайн инструментов? (%)
Помимо бизнес-процессов изменения коснулись и рабочих пространств. Подавляющее большинство (79%) опрошенных отмечают, что офисные пространства сократились до 30%. Еще 13% респондентов поделились, что компании сократили от 30% до 60% рабочих зон. 5% ответили, что в их офисах ограничили от 60% и более офисных площадей из-за перехода в онлайн. Меньше всего тех, что полностью отказался от офисов – 3% сотрудников (рис.7).
Рис. 7. Как изменилось рабочее пространство вашей компании в связи с развитием онлайн инструментов? (%)
Какие изменения ожидают нас в первую очередь?
Более трети (35%) сотрудников признались, что после отмены ограничений в их компаниях планируют восстановить корпоративные мероприятия и тимбилдинги. Это еще раз говорит о том, насколько люди соскучились по живому общению. Среди опрошенных, 21% рассказали, что в их компаниях намерены вернуть офлайн-встречи с клиентами и партнерами, и еще столько же (21%) хотят вернуть сотрудников в офисы. Также компании готовы восстановить бизнес-поездки – среди опрошенных таких 19% (рис.8).
Рис. 8. Какие из бизнес-процессов, ваша компания планирует восстановить после отмены ограничений? (%)
«К 2022 году большинство компаний успешно адаптировали как внутренние, так и внешние бизнес-процессы к онлайн формату. Однако, уход на удалёнку и гибрид, решив проблемы пандемии, поставил новые вопросы: как мотивировать людей на расстоянии? Как отслеживать эффективность их работы? Как удерживать в тонусе проектные команды? Многие сотрудники остро ощущают нехватку офисной жизни, личных встреч с коллегами и руководителями, особенно это касается новичков и молодежи. Поэтому, как только пандемийные ограничения будут снижены, мы ожидаем возвращения многих процессов обратно в офлайн-формат», - комментирует Екатерина Горохова, генеральный директор "Kelly Services Россия и Польша".
Для того чтобы понять о каких переменах идет речь, попробуем сфокусироваться на событиях после 2022 года и их масштабах с точки зрения кибербезопасности.