Облака и ЦОДы (II часть)
(Продолжение. Начало в IT News № 10/2019)
Облачный драйв
Как мы уже выяснили, с одной стороны, можно сказать, что рынок ЦОДов замедляется, а с другой – многое в нашей оценке зависит от угла зрения и точек отсчета. Скажем, несколько лет назад одним из основных драйверов роста рынка ЦОДов были облака – а за счет каких технологий происходит развитие сегодня? Насколько сильно влияние облачных сервисов и услуг на рынок data-центров? Действительно ли одних облаков уже недостаточно, чтобы поддерживать хотя бы тот же уровень, что и несколько лет назад?
По мнению Игоря Мартюшева («Марвел-Дистрибуция»), в продажах cloud-решений спада не наблюдается. Наоборот, темпы роста остаются в прежних пределах – порядка 20-30% в мире и 30-60% в России, уверяет он.
Ольга Соколова (Linxdatacenter) отмечает, что наиболее заметное влияние на рост емкостей ЦОДов оказывают динамично растущие за счет цифровых инструментов отрасли экономики: ретейл, финансы, логистические компании, контент-провайдеры, телеком. В России сюда можно добавить добывающие компании, хотя в силу специфики их бизнес-модели и структуры собственности они зачастую предпочитают обходиться собственными ЦОДами. «Облака, с одной стороны, стимулируют спрос на стойки, а с другой – возможности виртуализации и умного использования вычислительных и прочих мощностей площадки за счет совершенствования софта позволяют извлекать все больше пользы для бизнеса из меньшего количества ресурсов, что в какой-то степени играет на снижение спроса непосредственно на новые стойки», – поясняет она.
По данным Gartner, мировой рынок публичных облачных сервисов сегодня является одним из самых динамичных – с перспективой роста в 2019 году до $214,3 млрд, что на 17,5 % больше, чем годом ранее. Примечательно, что быстрее всех растет сегмент инфраструктурных облачных сервисов (IaaS). Так, в 2018 году Alibaba Cloud стала лидером этого сегмента, показав впечатляющий рост – до 92,6%. В целом же планируется, что рынок IaaS в 2019 году вырастет более чем на четверть: с $30,5 млрд до $38,9 млрд.
Иными словами, доля IaaS-решений на рынке облачных сервисов увеличивается по мере того, как компании переносят свою инфраструктуру в облака. При этом сам рынок глобальных облачных услуг явно консолидируется. Так, доля основных игроков – Amazon, Microsoft, IBM, Google и Alibaba – уже достигла 77%, и остальные участники постепенно вытесняются.
Почему крупные мировые компании переходят в облака? Почему не боятся доверять свою информацию глобальным операторам облачных платформ? Ведущие игроки уверяют, что это выгодно. На компанию не ложится груз строительства и обслуживания большого ЦОДа: оборудование, энергоснабжение, климатика, персонал, подключение к операторам и точкам обмена трафиком.
Второй главный довод – время. Компания получает экономию за счет гибкости оперирования своей ИТ-инфраструктурой. Ей не надо проводить закупочных процедур, ждать поставки оборудования. В случае если серверные мощности не задействуются, компания просто отказывается от услуги. Проблем с утилизацией – ноль. И компании это используют. Так, Volvo выбирает Azure, а GE переносит свою инфраструктуру на Amazon Web Service.
Кроме того, крупнейшие операторы облачных решений способны предложить свою глобальную инфраструктуру. Например, AWS обладает сетью из более чем 150 ЦОДов в 22 регионах по всему миру. И этот аргумент, в частности, стал решающим для глобальной туристической компании Expedia Group.
Еще одно преимущество глобальных облачных решений – защита. Использование решения от поставщика глобальных облачных сервисов чаще всего позволяет повысить уровень корпоративной информационной безопасности. Так, компании Siemens удается обезвреживать 60 тыс. киберугроз в секунду с помощью AWS Machine Learning.
А что насчет проблем? Проблемы, с которыми сталкиваются компании при миграции на облачные платформы, присущи внедрению любого нового технологического решения: дополнительные затраты, изменение бизнес-процессов, создание компетентных команд, которые будут внедрять эти решения. Очевидные же минусы для компаний-заказчиков найти сложно.
Смена тенденции развития ИКТ-отрасли с миграцией инфраструктурных решений в облака вызвала спрос на специалистов в сфере облачных технологий: инженеров, архитекторов, причем как у корпоративных заказчиков, так и в компаниях, работающих в B2B-сегменте, включая системных интеграторов. Системным интеграторам приходится приспосабливаться к новым реалиям, и их выручка все больше генерируется за счет услуг, в том числе предоставляемых при миграции инфраструктуры заказчика в облака.
В России в силу внешнеполитических проблем использование отечественными компаниями зарубежных глобальных облачных платформ связано со многими рисками. Но у нас есть и свои крупные операторы: «Ростелеком», CloudMTS, «Сервионика», DataLine, которые суммарно занимают более 40% отечественного рынка IaaS примерно в равных долях.
Так что в России тоже возможен бум рынка облачных решений. Согласно исследованию IDC, рынок облачных услуг в 2019 году у нас вырастет на четверть – почти до $1 млрд. Таким образом, динамика роста всех облачных услуг предполагается выше общемирового уровня (24% против 17,5%), а рост IaaS-услуг должен составить 27%, то есть практически столько же, сколько во всем мире. Правда, российский рынок не столь консолидирован, и потому сложно сказать, как на нем будет развиваться конкурентная ситуация в дальнейшем. Но те процессы цифровой трансформации, которые проходят сейчас у нас в стране, внушают уверенность в дальнейшем росте сегментов IaaS и облачных серверных платформ (PaaS).
По словам Евгения Салихова (OCS), облачный рынок стабильно растет не один десяток лет и то, что он в какой-то своей части замедляется, совершенно не означает, что облака потребляются меньше. Просто сервисы из IaaS перемещаются в другие сегменты, например SaaS и PaaS, и до объема предложений маркетплейсов таких игроков, как IBM, Google и Amazon, нашим ЦОДам еще очень далеко.
Дмитрий Дородных (Техносерв Cloud) считает, что в целом наблюдается увеличение общего количества сервисов и данных в известных интернет-компаниях. Кроме того, продолжается постепенный переход бизнеса и государства из собственных ЦОДов в коммерческие, появляются новые законодательные инициативы, на рынок приходят заказчики из-за рубежа, в том числе из Азии, резюмирует он.
Олег Котелюх («Инпро Технолоджис») в числе основных сегментов, стимулирующих развитие рынка ЦОДов, называет ретейл, финансовый сектор и телеком. Заметно также влияние со стороны контент-провайдеров и предприятий сферы промышленности и логистики.
Егор Волков (INLINE Technologies) отмечает, что в последнее время, как ни странно, ряд госструктур, а также госкорпорации склоняются к централизации своих вычислительных ресурсов в отраслевых ЦОДах и на площадке национального оператора, который, в свою очередь, значительно укрепил лидерские позиции за счет покупки ближайших конкурентов на этом рынке. Таким образом, именно государство напрямую влияет на значительный рост данного сегмента.
Олег Любимов (Selectel) подтверждает, что уже сейчас 80% выручки его компании приходится на облачные сервисы IaaS — Bare metal cloud, облачную платформу Selectel, облако на базе VMware. Этот сегмент ее бизнеса растет быстрее остальных, удваиваясь каждые два года в денежном выражении. Под собственные облачные сервисы в Selectel используют до 50% емкости data-центров, и эта доля продолжит увеличиваться, говорит г-н Любимов.
Михаил Луковников (ЦОД «ТрастИнфо», ГК «АйТеко») отмечает, что влияние облачных технологий усиливается по мере роста применения технологий промышленного «Интернета вещей» и машинного обучения. «Возможно, спад, который отмечает iKS Consulting, стал хвостовым эффектом кризиса, когда многие проекты в области цифровизации и работы с данными были отложены», – рассуждает он. Большую роль в стимулировании рынка играет государство: выделены ключевые направления цифровизации и прорывные технологии, инициирован ряд нацпроектов, основой которых будут федеральные платформы для обработки данных. Примеры – перезапуск «Гособлака», «Экология» (2019–2024). Важно, что вести эти проекты будут не единичные исполнители, а консорциум компаний, то есть создается возможность для конкуренции, подчеркивает г-н Луковников.
Технический консультант Atos Алексей Коваленя основными плюсами облачных технологий и сервисов считает избавление заказчиков от головной боли при подготовке и сопровождении инфраструктуры, высокую скорость предоставления, оказания и готовности услуги и низкую зависимость от локальных вычислительных устройств. А в числе сдерживающих стремительное развитие этого рынка называет следующие факторы: 1) каналы передачи данных не успевают за ростом объемов информации; 2) вопрос безопасности данных актуален как никогда, особенно в том, что касается риска утечек и перехвата при передаче; 3) сложности правового регулирования в данной сфере.
Рунет в опасности?
1 ноября 2019 года вступил в силу закон об «обеспечении безопасного и устойчивого функционирования сети Интернет на территории Российской Федерации». Надо сказать, в последние несколько лет у нас принят целый ряд правовых актов, так или иначе затрагивающих внутренний IT-рынок. Какие из них в большей степени повлияли на рынок облаков и ЦОДов и чего ждать от нового документа?
Ольга Соколова (Linxdatacenter) подчеркивает, что решения регулятора безусловно влияют на рынок data-центров не только в России, но и во всем мире. Между написанием закона, его принятием, вступлением в силу и собственно началом применения существует серьезный зазор: проработка конкретных шагов по воплощению положений документа в жизнь требует ресурсов, политической воли и компетенций исполнителей. Все это мы сможем оценить только по прошествии определенного времени. В свою очередь, закон о персональных данных и «пакет Яровой» уже проявили себя: операторы ЦОДов расширили компетенции в области обработки персональных данных, многим пришлось пройти дополнительные сертификации, провести апгрейд оборудования и обучить сотрудников, а также изменить или создать с нуля рабочие регламенты, чтобы полностью соответствовать их требованиям, поясняет она.
«Дополнительная ответственность вынуждает ЦОДы проводить значительную работу по оптимизации собственных бизнес-процессов, что в каком-то смысле является положительным моментом, заставляя операторов оставаться в тонусе и поддерживать конкурентоспособность», – поясняет г-жа Соколова. С другой стороны, определенное количество спорных с точки зрения операторов моментов может стать предметом будущих обсуждений и в перспективе корректировок законодательства по итогам нескольких лет правоприменительной практики.
Олег Котелюх («Инпро Технолоджис») уверен, что говорить о роли закона преждевременно, поскольку неясно, как именно эти инициативы будут реализовываться на практике. Так, Роскомнадзор недавно сообщил об имплементации пилотных участков – наверняка последует продолжительный этап тестирования, затем масштабирования. В целом, конечно, рынок ЦОДов находится не в безвоздушном пространстве – принимаемые законы так или иначе его затрагивают. Например тот же пакет Яровой побуждает ЦОДы расширять свои знания в области работы с персональными данными, модернизировать оборудование и т. д., продолжает господин Котелюх.
Егор Волков (INLINE Technologies) считает, что в рамках данного вопроса не совсем верно опираться на аспекты, связанные с проблематикой защиты информации. Тут скорее сами законопроекты формально базируются на аспектах обеспечения безопасности данных российских пользователей сети Интернет. И поэтому можно сказать, что именно ограничительные меры призваны стать мощным катализатором развития бизнеса IT-компаний, стимулируя значительные расходы на организацию хранения больших объемов данных в пределах РФ. Другое дело, что на практике это работает не всегда. Например, противоречивая ситуация складывается с тем же пакетом Яровой, который де-юре принят, а де-факто почти не исполняется из-за отсутствия необходимого оборудования и размытости требований. По мнению г-на Волкова, обсуждаемый закон может повлиять на рынки ЦОДов и облаков, поскольку в его суть заложена идея локализации различных информационных сервисов внутри РФ, а это может потребовать существенного увеличения мощностей. Однако сама реализация идеи займет время и, кроме того, наверняка потребуются дополнительные подзаконные акты и пояснения от регуляторов, как это получилось, например, с ФЗ-152 «О защите персональных данных», завершает свою мысль г-н Волков.
Олег Любимов (Selectel) подчеркивает, что на данный момент нет сертифицированного оборудования и софта для реализации новых инициатив, поэтому трудно делать выводы. Однако есть и потенциальные плюсы: отсутствие четких правил игры пока защищает российский рынок от крупных зарубежных вендоров, для которых неприемлем высокий уровень неопределенности и рисков. Так наше противоречивое законодательство поддерживает локальных облачных провайдеров и операторов data-центров, полагает г-н Любимов. Более того, власти хотят ужесточить ответственность за неисполнение ФЗ-152, и в этом случае можно ждать второй волны переноса данных в Россию уже иностранным бизнесом, который пока лишь декларирует исполнение данной нормы.
Михаил Луковников (ЦОД «ТрастИнфо», ГК «АйТеко») согласен, что необходимо подождать и оценить, какие реальные изменения потребуются для соответствия новым правилам. Он также отмечает, что создание и модернизация законов, более четко определяющих роль телекоммуникаций, ответственность субъектов и операторов персональных данных, взаимодействие различных ведомств, идет во всем мире, отражая бурное развитие технологий и их влияние на все сферы жизни.
Вопрос дистрибьютору |
Как меняется спрос на облачные продукты и сервисы, распространением которых занимается ваша компания в последние несколько лет? |
Второй тренд – импортозамещение и, как следствие, развитие в первую очередь отечественных игроков. Пока это скорее IaaS-услуги, но уже сейчас есть несколько SaaS-решений объективно не хуже западных. Более того, они хорошо адаптированы под российские реалии, поэтому я не всегда согласен с комментариями, что их продажи реализуются только за счет административного ресурса. В России наблюдается существенный рост PaaS-услуг за счет интереса крупных предприятий к гибридно разрабатываемым приложениям, позволяющим реализовывать архитектуру, когда наиболее значимые данные по-прежнему находятся внутри организации или во внешнем российском ЦОДе, а обработка данных (и часто ядро системы) вынесены во внешнюю среду, в которой необходимые компоненты реализованы и обслуживаются разработчиком PaaS-платформы (IBM Cloud, AWS, Google Cloud Platform)».
Опубликовано 18.11.2019