Банкиры обрисовали перспективы цифровых технологий

Логотип компании
Банкиры обрисовали перспективы цифровых технологий
Лишние хождения и стояния в очередях в банковских отделениях не манят тех, кто попробовал совершать операции со своими счетами из дома или собственного офиса. Теперь же коронавирус заставил задуматься о безопасности ненужных визитов...

Портал «ТТ Финанс» совместно с сетевым изданием «Фонтанка.ру» провели круглый стол по следующей теме: «Цифровизация финансового сектора».

Естественно, в апреле собрать банкиров вместе физически было невозможно. Так что мероприятие прошло в заочном формате. В этом можно усмотреть знак – диджитал позволяет не только дистанционно идентифицировать клиентов и проводить расчеты. Организация бесконтактной, а значит и безопасной в условиях пандемии встречи, для современных интернет-технологий дело простейшее.

Цифра служит клиенту

Начали обсуждение с определения какие банковские он-лайн сервисы уже привычны, какие функциональные возможности стали уже стандартом, а какие еще остаются новинками. Люди все больше ценят время и личный комфорт. Лишние хождения и стояния в очередях в банковских отделениях не манят тех, кто попробовал совершать операции со своими счетами из дома или собственного офиса. Теперь же коронавирус заставил задуматься о безопасности ненужных визитов.

Участники согласились, что в области цифровых технологий в банковской сфере Россия находится на уровне самых передовых стран. Как пояснили в пресс-службе Северо-Западного главного управления Банка России, значительное число банковских операций в нашей стране уже сейчас можно совершить с помощью он-лайн сервисов.

Через личный кабинет или мобильное приложение клиенты банков получают доступ к множеству опций. Примеры: от самых простых – перевод, открытие депозита, до таких сложных как, например, приобретение квартиры в ипотеку.

В стране ведена система быстрых платежей (СБП), разработанная Банком России и НСПК (АО «Национальная система платежных карт»). СБП действует с начала 2019 года. Она позволяет делать мгновенные переводы по номеру мобильного телефона, даже если у отправителя и получателя счета в разных банках. Через СБП, к которой подключилось более 50 банков, уже сегодня можно оплатить покупки в некоторых магазинах, в том числе онлайн.

«Система быстрых платежей повышает доступность переводов и все больше набирает популярность, — подтвердил вице-президент, начальник управления розничных продаж ВТБ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Сергей Кульпин, — с момента ее запуска наши клиенты совершили с помощью этого сервиса свыше 4,5 млн переводов на 35 млрд рублей. Комиссию за такие переводы мы по-прежнему не взимаем, нулевой тариф продлен минимум до конца апреля».


Банкиры обрисовали перспективы цифровых технологий. Рис. 1

Заместитель председателя правления банка «Санкт-Петербург» Оксана Сивокобильска привела данные банка «Санкт-Петербург»: «Люди интенсивно подключаются к мобильному банку, используют новые функции и возможности». С начала года количество активных пользователей мобильного приложения банка «Санкт-Петербург» для частных клиентов выросло на 28%.


Банкиры обрисовали перспективы цифровых технологий. Рис. 2

«Наш банк один из немногих в России, чья деятельность наименее зависима от наличия в регионе физического офиса», – добавила она.

Заместитель председателя Северо-Западного банка – директор головного отделения Сбербанка по Санкт-Петербургу Анатолий Песенников пояснил, что большинство сервисов банка доступно онлайн: «Клиенту не нужно выходить из дома, чтобы перевести деньги в любую страну мира, управлять счетами и картами, получать кредиты, оформить вклад или даже вложиться в открытые ПИФы, не говоря уже покупках и регулярных платежах.


Банкиры обрисовали перспективы цифровых технологий. Рис. 3

Так только за первую неделю апреля по Северо-Западу наши клиенты совершили более миллиона платежей в Сбербанк Онлайн и почти 360 тысяч автоплатежей. По Санкт-Петербургу в онлайн каналах проходит более 70% всех платежей, половина из них через мобильное приложение».

Объемы и перспективы

По данным СЗ ГУ Банка России, в 2019 году петербуржцы оплатили картами товары и услуги на 3,6 трлн рублей (рост на 23% по сравнению с 2018 годом). При этом жители СЗФО и Санкт-Петербурга совершали безналичные операции почти в 13 раз чаще, чем снимали с платежных карт наличные. В результате в 2019 году на долю безналичных транзакций пришлось 53% от общего объема операций, совершенных с использованием платежных карт (по Санкт-Петербургу аналогичный показатель составил 52,3%). Доля безналичных операций в общей структуре платежей, осуществленных как по выпущенным в СЗФО, так и в Санкт-Петербурге платежным картам, устойчиво превышала 50% с начала 2019 года. Регулятор рассчитывает на развитие системы быстрых платежей (СБП).

Оксана Сивокобильска сообщила, что по данным на 1 декабря 2019 года более 60% всех клиентов банка «Санкт-Петербург» активно использовали электронные каналы. «Это один их самых высоких уровней проникновения цифровизации среди российских банков», — отметила она.

Развитие онлайн-сервисов является стратегической задачей банка «Санкт-Петербург», который сегодня строит диджитальный банк. Доля онлайн-продаж продуктов банка достигла 58%, увеличившись за 2019 год на 16%.

Участники круглого стола отметили, что в период самоизоляции активность клиентов в цифровых каналах растет. Так, по данным ВТБ клиенты стали открывать до 90% вкладов и накопительных счетов онлайн при среднем уровне этого показателя 60%.

Читайте также
Как отсутствие стандартизации и закрытые API влияют на интеграцию продуктов из разных экосистем? Как влияет на рынок существование множества одинаковых ИТ-решений? Что необходимо для создания более открытой и кооперативной среды? Разбирался IT-World.

«Мы понимаем, насколько важно сейчас для клиентов минимизировать свои визиты в общественные пространства, в том числе в банковские отделения, поэтому рекомендуем максимально использовать дистанционное обслуживание, — отметил Сергей Кульпин. — Большинство операций можно совершать без визита в офис в web-версии или мобильном приложении: дистанционно подать заявку на кредит, оформить вклад, сделать денежный перевод, поменять валюту, оплатить коммунальные услуги».

А ВТБ на днях запустил возможность дистанционного открытия счёта с помощью биометрии - новая услуга доступна для тех, кто уже сдал биометрические данные в любом другом российском банке.

Анатолий Песенников заявил, что 83% клиентов Сбербанка по России сегодня выбирают общение с банком именно через digital-каналы. За прошлый год количество активных пользователей мобильного приложения «Сбербанк Онлайн» в СЗФО достигло 7 млн, из них почти 4 млн – жители Санкт-Петербурга. Люди активно пользуются услугой «Автоплатеж»: по Северо-Западу уже более 3,6 млн пользователей. Кроме того, мобильные приложения есть и у компаний нашей экосистемы. Они регулярно запускают акции и новые сервисы, которые помогут сберечь здоровье, время и деньги в условиях нашей сегодняшней реальности. Например, любой гражданин России может получить по телефону или через Интернет бесплатную консультацию квалифицированного врача через DocDoc».

ВТБ также развивает не только профильные продукты, но и небанковские сервисы — мобильного оператора, сайт для реализации залоговых активов, платформу для поиска и покупки недвижимости и др. В стратегии банка заложена цель обеспечить в ближайшие два года доступность 100% сервисов в цифровом канале и продажу каждого второго банковского продукта онлайн.

Развитие безналичной среды

Затем банкиры обсудили развитие технологий «интернет-банк» и мобильных приложений. Магазины, в том числе онлайн-торговля, все чаще начинают предоставлять своим покупателям возможность оплачивать покупки и услуги с использованием QR-кода. Что нас ждет здесь и планируется.

Оксана Сивокобильска сообщила, что ее банк осенью 2019 года подготовил новое мобильное приложение для юридических лиц - «БСПБ Бизнес». Оно рассматривается как логичный этап на пути трансформации банка «Санкт-Петербург» в цифровой банк. Результат этой трансформации нужен и частным, и корпоративным клиентам. Банк усовершенствовал операции в онлайн-банкинге, сегодня все действия клиентов в интернет-банке и мобильном приложении максимально комфортны и безопасны, банком обеспечено непрерывное обслуживание клиентов. Запущены новые опции, доступные без захода в офис.

«Мы продолжаем заниматься развитием безналичной среды. И для этого, помимо уже существующих сервисов, банк внедряет новые, – например, «Плати QR». Речь не об оплате квитанций по штрих-коду, которой пользовался уже практически каждый. Сервис «Плати QR» дает возможность клиентам Сбербанка совершать безналичные платежи в тех точках, где нет традиционного эквайринга. Этот сервис используют предприниматели и бизнесмены на всей территории Северо-Запада. В Санкт-Петербурге их более 1300 из разных сфер деятельности, их количество растет. Все что нужно продавцу – это иметь стикер с QR-кодом от Сбербанка, который покупатель сканирует камерой своего смартфона через приложение банка. Кассир сразу видит информацию о покупке в мобильном приложении для юридических лиц. Сегодня, когда желательно избегать контакта с наличными, это особенно актуально», — заключил Анатолий Песенников.

Подводя итоги круглого стола, можно сказать, что эпидемия и вынужденная работа многих сограждан в удаленном режиме, может иметь и неожиданное положительное следствие. Резко возрастет востребованность онлайн сервисов и технологий. Пандемия пройдет, а наработанные привычки останутся. Надеемся, что возможность обсудить «пейзаж после пандемии» у деловых людей появится скоро. И пройдет эта встреча в привычном формате. Все-таки, как бы не развались технологии, потребность в живом общении останется, пока люди будут людьми, а не станут киборгами.

Алексей МИРОНОВ

Опубликовано 14.04.2020

Похожие статьи