Сайт теряет позиции в поисковой выдаче — что делать

31.10.2024
Вы продвигаете сайт и в определенный момент замечаете, что его позиции начали провисать: рост прекратился, по некоторым запросам наметилась отрицательная динамика. Главное в такой ситуации — не поддаваться упадническим настроениям и не действовать наобум.

Александр Шестаков, руководитель платформы LinksSape, рассказал, где искать причины происходящего и какие действия надо предпринять для борьбы с провисанием позиций.

В первую очередь, если вам кажется, что позиции просели — полезно подтвердить и конкретизировать проблему с помощью сервисов аналитики, таких как Ahrefs. Есть ряд параметров, которые стоит проверить, кроме видимости в поисковых системах и позиций по важным запросам. С сайтом или подходом к SEO точно нужно что-то делать, если в придачу к проседанию позиций добавилась одна или несколько проблем из этого списка:

  • На сайте стало меньше трафика из поиска.
  • У ресурса снизился показатель CTR.
  • Уменьшилось количество продаж и конверсий.
  • Увеличился процент отказов.
  • Снизилось среднее время пребывания на сайте.

Если проблема подтвердилась — нужно как можно скорее найти и устранить ее причину. Ниже мы разобрали 12 самых частых причин проседания позиций с рекомендациями по их устранению и профилактике.

Как избежать распространенных ошибок и сохранить позиции

Технические ошибки

Наличие недоработок технического характера — одна из наиболее распространенных причин снижения позиций сайтов в выдаче.

1. Ошибки в файле robots.txt

Из-за неправильно заполненного файла некоторые страницы или даже весь сайт будут запрещены к индексации поисковыми роботами. Это гарантированно приведет к падению позиций в поисковой выдаче.

  • Как избежать. Настройте в сервисах вебмастера уведомления о наличии трудностей с индексацией.
  • Как исправить. Исправьте запрет на индексацию, а после через сервис вебмастера отправьте заявку поисковым системам на повторное посещение сайта.

2. Удаление нужной страницы или ее недоступность

Если на момент обхода поисковыми роботами страница не давала отклик с кодом 200, а, например, 404, она может утратить релевантность и потерять позиции.

  • Как избежать. Регулярно проверять в инструментах вебмастера, какой отклик дают ваши страницы.
  • Как исправить. Решить причину недоступности страницы, чтобы вернуть ей отклик с кодом 200, и подать заявку поисковым роботам на ее повторное посещение.

3. Недоступность всего сайта

Из-за проблем с хостингом сайт может стать недоступным для роботов.

  • Как избежать. Мониторить состояние сайта, настроить уведомления в случае, если хостинг станет недоступен. Сменить хостинг, если проблема повторяется неоднократно.
  • Как исправить. Выявить причину на стороне хостинга и устранить проблемы, восстановив работоспособность ресурса.

4. Наличие дублирующихся страниц

Если у посадочной страницы возникает дубль, повторяющий ее по смыслу или технически, это может стать причиной провисания позиций.

  • Как избежать. Организуйте периодические проверки вашего ресурса. Избегайте ситуаций, когда поисковые запросы, продвигаемые на новых страницах, пересекаются с другими страницами.
  • Как исправить. В файле robots.txt можно запретить посещение и индексирование дублей, либо же настроить с них редирект с кодом 301.

5. Некорректное отображение сайта на смартфонах

Если сайт плохо оптимизирован для мобильных устройств, это чревато серьезными проблемами с ранжированием, особенно при продвижении в Google.

  • Как избежать. Проверяйте, насколько адаптирован сайт — вручную, с помощью эмуляторов или специальных сервисов, таких как PageSpeed Insights.
  • Как исправить. Оптимизируйте все страницы сайта под мобильные устройства с различным разрешением экрана.

6. Скорость загрузки сайта слишком мала

Если ваш сайт загружается слишком медленно, его позиции могут просесть — из-за пессимизации поисковыми системами и по причине ухудшающихся поведенческих факторов.

  • Как избежать. Регулярно проверяйте скорость загрузки главной страницы и других ключевых разделов сайта. Обязательно устраивайте проверки после изменений кода или дизайна страниц.
  • Как исправить. Убедитесь, что ошибки, снижающие скорость, исправлены, а все элементы сайта оптимизированы для наибольшего ускорения загрузки.

Проблемный контент

Иногда причиной провисания позиций становится контент вашего сайта и это — достаточно серьезная ситуация, требующая тщательной проработки.

1. Несоответствие принципам E-E-A-T

Данный алгоритм был введен Google и обозначает совокупность опыта, экспертности, авторитетности и доверия. Если тексту не хватает этих характеристик, страница может провиснуть в выдаче. Яндекс также постепенно приходит к использованию схожих принципов при оценке контента.

Как избежать/исправить. Здесь список рекомендаций совершенно одинаков:

  • убедитесь, что контент подписан экспертом, которые написал или проверил текст;
  • проверьте, что на сайте есть и доступны для индексации страницы экспертов, где указан их опыт и регалии;
  • регулярно дополняйте и обновляйте материалы;
  • добавляйте на сайт UGC: отзывы клиентов и обзоры ваших продуктов от экспертов;
  • добавьте на сайт документы, свидетельствующие о надежности компании: дипломы и сертификаты.

2. Борьба за трафик между страницами

Нередко страницы сайта продвигаются по схожим запросам и в итоге конкурируют между собой в выдаче, что приводит к потере позиций.

  • Как избежать. Тщательно проведите кластеризацию семантического ядра — чтобы разные страницы не «спорили» между собой. Продумывайте, куда размещать новый контент, если дополняете его.
  • Как исправить. Поменяйте контент таким образом, чтобы устранить конкуренцию. Если это не удастся сделать, вы можете объединить конкурирующие страницы, используя на одной из них редирект с кодом 301.

3. Малополезная информация

В целом не так важно, был ли бесполезный контент создан нейросетью или просто неграмотным копирайтером. В любом случае не прошедшая должной редактуры информация, неоригинальные или просто не раскрывающие тему материалы — это проблема. Если поисковая система сравнит ваш контент со своей базой и придет к выводу, что он не имеет достаточной ценности для пользователей, скорее всего, страница будет ранжироваться плохо.

  • Как избежать. Поддерживайте высокий уровень качества и актуальности материалов. Регулярно проверяйте контент хотя бы 2–3 ключевых конкурентов, чтобы не отстать от них.
  • Как исправить. Не стоит держаться за страницы с малополезным контентом — удаляйте их или исключайте из индексации либо ставьте редиректы.

4. Переизбыток ключей

Включение в текст избыточного числа ключевиков (как по всему тексту, так и в отдельных фрагментах страницы) — верный способ получить санкции от поисковых систем.

  • Как избежать. Пишите материалы для аудитории, а не для поисковых роботов, поддерживайте высокий уровень качества текста, не злоупотребляйте ключевыми словами.
  • Как исправить. Используйте сервисы аналитики текстов, чтобы избавиться от общего/локального переспама и конструкций, которые не используются в обычной речи, а нужны лишь для вставки ключей. Не забывайте отправлять исправленные материалы на повторную индексацию.

Поведенческие факторы

В зависимости от того как ведут себя посетители вашего сайта, показатели ресурса в выдаче могут улучшаться или ухудшаться.

Читайте также
Сегодня только около 20% крупных российских компаний применяют полноценный data-driven подход. В основном это ведущие ритейлеры и финтех, поскольку именно для этих рынков характерна высокая конкуренция, требующая непрерывного анализа ситуации и оперативных управленческих решений, основанных на актуальных данных. Остальные компании так или иначе работают с Big Data, но назвать это системным data-driven подходом нельзя. Разбираемся, что включает в себя это понятие и какие ошибки чаще всего допускает бизнес при работе с данными.

Падение CTR и читаемости, рост отказов

Ухудшение поведенческих факторов заметно сказывается на позициях негативным образом.

  • Как избежать. Тщательно отслеживайте показатели сайта, чтобы своевременно обнаружить наличие проблем с поведенческими факторами. Не пытайтесь накручивать их искусственно, особенно клики из выдачи. Если поисковые системы это заметят, их санкции неизбежны.
  • Как исправить. Если речь о CTR в выдаче — попробуйте улучшить поисковые сниппеты, используя микроразметку, и проработайте метаописания, чтобы привлекать на сайт только заинтересованную аудиторию. Если разбирать поведенческие на сайте — поможет только анализ поведения пользователей с помощью сервисов аналитики и поиск мест, где прерывается взаимодействие с сайтом.

Внешние факторы

Проблемы с входящими ссылками и ссылочным профилем сайта также могут отрицательно сказаться на оценке поисковых систем — особенно это касается продвижения в Google. Например, резкое наращивание ссылочной массы или столь же стремительное ее падение служат тревожными маркерами для поисковика.

  • Как избежать. Поставляйте ссылки только из качественных и заслуживающих доверия источников. Избегайте крупных разовых закупок, особенно от сомнительных поставщиков по оптовым ценам. Также следите чтобы ссылочный профиль пополнялся равномерно, без скачков динамики. Используйте инструменты вебмастера и специализированные аналитические сервисы, чтобы своевременно обнаруживать плохие ссылки.
  • Как исправить. Как можно скорее избавляйтесь от плохих ссылок, которые могут повлиять на ухудшение ваших позиций. В Google есть инструмент, запрещающий индексацию определенных ссылок, в остальных же случаях можно обращаться к владельцам сайтов или администрации ссылочных сервисов.

Подытожим

Независимо от того, что стало причиной провисания позиций сайта, главное — своевременно заметить наличие проблемы и как можно скорее купировать ее, чтобы минимизировать негативные последствия. Чем оперативнее вы сработаете, тем меньший вред будет нанесен продвижению вашего ресурса.