Антон Герасимов: «Программа цифровой трансформации МЧС России предполагает переход в качественно новое состояние»

Логотип компании
Антон Герасимов, заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), в интервью порталу IT-World рассказывает о цифровой трансформации министерства и роли новых технологий в его работе.

Как бы вы определили основные цели и задачи проекта по цифровой трансформации МЧС?

Переход от реагирования к прогнозированию чрезвычайных ситуаций и своевременному применению превентивных мер с использованием современных моделей ИИ, а также информационных технологий, наращивание риск-ориентированных подходов в контрольной надзорной деятельности. Ускорение процесса обмена достоверной информацией как на уровне сил и средств Министерства, так и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, субъектами и муниципальными образованиями РФ. Расширение современных каналов доведения информации и сигналов оповещения до населения, стандартизация и типизация на территории Российской Федерации систем в области защиты территории и населения от чрезвычайных ситуаций с помощью современных технологий и методов обработки данных. Все это составляет основу программы цифровой трансформации МЧС России, которая предполагает переход системы МЧС в качественно новое современное состояние. В соответствии с принятыми решениями и при непосредственном участии министра МЧС России Александра Куренкова. В МЧС России работа над этим уже ведется и спланирована до 2030 года.

Каковы текущие задачи МЧС в рамках этого проекта на 2024 год?

Совместно с Минцифры России проведена большая работа по подготовке к реализации нового федерального проекта, обоснованию его целей и задач развития в части нашего Министерства. Также в 2024 году проведена работа по масштабному усовершенствованию системы защиты информации в МЧС России. Продолжается работа по ускорению предоставления государственных услуг в электронном виде, а также по переходу на отечественные программные решения в деятельности Министерства. Создана первая очередь новой государственной информационной системы «Централизованная система сбора информации систем — 112» на единой цифровой платформе Российской Федерации «Гостех», а также сервис обеспечения деятельности Государственной инспекции по маломерным судам на этой же платформе, в рамках которого применяются различные технологии использования витрин данных для упрощения оказания государственных услуг и сервисов. Разработана новая концепция организации оповещения населения Российской Федерации. Подразделения МЧС России обеспечиваются новым оборудованием связи и информационно-коммуникационными технологиями отечественного производства. Все это находится на ежедневном контроле у директора Департамента информационных технологий и связи Е. В. Горленко.

Как информационные технологии задействованы в разработке методик прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера? Какова роль новых технологий в переходе от системы реагирования на ЧС к их предупреждению?

Применение информационных технологий в разработке методик прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предполагает использование различных подходов, таких как обработка статистических данных, использование методов ИИ, а также применение гибридного подхода. В рамках реализации национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, в МЧС России ведется работа, направленная на цифровую трансформацию системы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, результатом которой будет создание и внедрение новой государственной информационной системы «Автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее — ГИС «АИУС РСЧС»).

В ГИС «АИУС РСЧС» планируется реализовать:

  • единую систему хранения больших данных, в том числе полученных с применением беспилотных летательных аппаратов, робототехнических средств и различных систем мониторинга, включая космический;
  • анализ больших данных, в том числе с применением технологий ИИ;
  • построение прогностических моделей развития обстановки; 
  • осуществление автоматизированного межведомственного обмена данными и т. д.

Применение новых технологий в переходе от системы реагирования на чрезвычайные ситуации к их предупреждению играет важную роль, так как направлено на оперативное и точное предупреждение возможных чрезвычайных ситуаций.

В частности, применение технологий ИИ для обработки информации с датчиков, камер видеонаблюдения и других устройств позволяет отслеживать угрозы, предупреждать о возможных опасностях и быстро реагировать на чрезвычайные ситуации. Современные средства связи помогают установить надежный и быстрый обмен информацией между службами спасения, правоохранительными органами, медицинскими учреждениями и другими участниками управления чрезвычайными ситуациями для координации действий.

Эта работа уже начата. Так, мы достаточно эффективно научились моделировать и прогнозировать возможные ЧС и неблагоприятные условия. Для этого созданы и продолжают совершенствоваться программные решения. Обеспечено автоматизированное взаимодействие с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями Российской Федерации.

Где и как МЧС задействует технологии искусственного интеллекта? Где они наиболее применимы и полезны? Каков, по вашей оценке, вклад ИИ-технологий в повышение эффективности оперативных процессов и в прогнозирование ЧС?

МЧС России активно участвует в работе по апробации и внедрению технологий, использующих ИИ, для решения задач предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с такими циклическими рисками, как паводки, наводнения и природные пожары. Для предупреждения чрезвычайных ситуаций в период половодья в деятельность ГУ «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» внедрена модель ИИ, которая за несколько недель до начала ледохода оценивает с определенной погрешностью сроки вскрытия льда на реках, что также является инструментом принятия управленческих решений. Дополнительно с применением технологий компьютерного зрения на основе анализа изображений космических снимков осуществляется мониторинг структуры водной поверхности, состояния ледового покрытия, становления ледостава в целом и структуры льда с целью выявления заторных, зажорных явлений (содержание паводковых вод). В целях предупреждения природных пожаров проводилась совместная работа МЧС России и Центра прикладного ИИ Сколковского института науки и технологий, результатом которой явилась прогностическая модель вероятности возникновения лесных пожаров. Модель войдет в состав государственной информационной системы «Автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» для обеспечения управленческих решений по предупреждению природных пожаров. Технологии ИИ применяются также при обработке данных дистанционного зондирования Земли как из космоса, так и с беспилотных авиационных систем, применяемых в главных управлениях МЧС России. Благодаря автоматической обработке космических снимков детектируются так называемые термические точки — зоны с повышенным температурным фоном относительно соседних участков. ИИ позволяет определить вероятность того, что выявленная термическая точка является пожаром, а это позволяет заранее спланировать работы по недопущению перехода опасных факторов пожаров на населенные пункты. Обработка данных с беспилотных авиационных систем позволяет строить ортофотопланы и цифровые модели рельефа местности, которые помогают проводить моделирование последствий возможных паводков и наводнений. ИИ в данном сценарии помогает детектировать объекты в зоне затопления и классифицировать их по различным признакам: будь то жилое здание, производственный объект или объект с массовым пребыванием людей. Причем работает это как в рамках предупреждения (для прогнозирования возможных последствий ЧС и формирования комплекса превентивных мероприятий), так и для оценки уже случившихся подтоплений с целью определения масштабов последствий и планирования аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

Какие основные проблемы в МЧС создал уход западных разработчиков ПО? Когда планируется завершение перехода на отечественные решения? В чем они уступают западным аналогам, в чем превосходят?

МЧС России заблаговременно начата работа по отказу от программного обеспечения западных разработчиков, поэтому их уход с российского рынка особых проблем не вызвал. Процесс импортозамещения в Министерстве начался заблаговременно и проводится поэтапно. В МЧС России проведен аудит ИТ-инфраструктуры, осуществлен сбор и анализ ключевых потребностей. Сроки завершения перехода на отечественные решения спланированы, деятельность по завершению процесса импортозамещения будет осуществлена в установленные Правительством Российской Федерации сроки.

Хочется отметить, что среди преимуществ отечественных решений можно выделить более высокую степень соответствия отечественным требованиям безопасности и возможности интеграции с информационными системами, разрабатываемыми и используемыми в России. Также разработчики отечественного программного обеспечения могут предложить более качественную техническую поддержку для пользователей.

Сейчас для граждан доступно несколько государственных услуг, предоставляемых МЧС России, в том числе введены новые. Что вошло в эти новые услуги? Как будет развиваться проект в ближайшие год-два?

На данный момент на едином портале государственных услуг гражданам доступно 17 государственных услуг МЧС России, оказываемых в электронной форме. При этом постоянно развиваются текущие формы подачи заявлений с внедрением автоматических проверок данных и предзаполнением сведений при помощи технологий витрин данных СМЭВ 4. Организация процесса предоставления государственных услуг МЧС России осуществляется пятью структурными подразделениями МЧС России.

Кроме того, МЧС России на федеральном уровне осуществляет нормативное регулирование и координацию деятельности субъектов Российской Федерации по четырем региональным государственным услугам, связанным с предоставлением гражданам выплат при попадании в ЧС. В текущем году была выведена новая услуга «Согласование стандартов организаций, содержащих требования пожарной безопасности», а также в рамках жизненной ситуации «Приобретение маломерного судна для некоммерческого пользования» разрабатываются новые более удобные сервисы в части деятельности Государственной инспекции по маломерным судам.

Необходимо отметить, что специалисты МЧС России проводят постоянный анализ качества и сроков оказания услуг. На основании этой работы осуществляется оптимизация процессов предоставления государственных услуг в целях повышения удовлетворенности граждан и юридических лиц. При разработке и выводе некоторых новых услуг и сервисов на едином портале государственных услуг применяется разработанный Минцифры России инструмент — визуальный конструктор услуг (ВКУ). ВКУ предоставляется органам власти бесплатно, прост в использовании и эффективен с точки зрения снижения как трудовых, так и временных затрат. На данный момент мы также реализовываем сервисы в рамках жизненной ситуации «Попадание в чрезвычайную ситуацию» с целью оказания помощи пострадавшему населению с применением единого портала государственных услуг.

МЧС России совместно с Минцифры России активно ведет работу по сокращению сроков оказания услуг, переводу их в онлайн-формат, с последующим переходом в проактивный режим.

Каким образом обеспечивается кибербезопасность данных и информации?

Особое внимание в обеспечении кибербезопасности в системе МЧС России уделяется своевременному реагированию на возникающие киберугрозы и инциденты информационной безопасности в цифровой информационной инфраструктуре и совершенствованию системы защиты информации. Основные усилия направлены:

  • на предотвращение неправомерного доступа к информационным ресурсам;
  • на недопущение негативного воздействия на технические средства обработки информации;
  • на автоматизацию процессов обнаружения и предупреждения компьютерных атак и взаимодействия с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы;
  • на выполнение требований информационной безопасности в информационных системах МЧС России.

С целью надежного обеспечения защиты информации в системе МЧС России применяются современные отечественные системы мониторинга цифровой информационной инфраструктуры и сертифицированные средства защиты информации. Для организации защищенных каналов связи используются отечественные, сертифицированные средства криптографической защиты информации. Ведется круглосуточный мониторинг информационных систем и ресурсов, используемых в МЧС России. В настоящее время в Министерстве проводится работа по созданию киберполигона на базе ведомственного учебного заведения, что позволит сформировать у рядовых сотрудников навыки цифровой гигиены, такой важной в современном мире, а у специалистов, которые в настоящее время выполняют и в дальнейшем будут выполнять функции обеспечения защиты информации, навыки противодействия серьезным угрозам информационной безопасности. Все информационные системы МЧС России соответствуют требованиям безопасности информации, предъявляемым регуляторами, а также прошли аттестацию на соответствие требованиям по защите информации.

Какие регионы РФ лидируют по внедрению цифровых технологий для реагирования на кризисные и чрезвычайные ситуации? Какой их опыт наиболее полезен и будет масштабироваться на все регионы РФ?

В МЧС России на постоянной основе организована координация работы по реализации проектов цифровой трансформации в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и их взаимодействие с профильными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Использование в МЧС России централизованных решений и единых подходов в сфере цифровизации государственного управления позволяет нам держать определенный, заданный ранее, уровень цифровой зрелости среди всех территориальных органов МЧС России. Вместе с тем работа, проводимая совместно с правительствами субъектов Российской Федерации, в рамках рабочих групп, комиссий и конференций, показывает, что многие из территориальных органов МЧС России не стоят на месте, а постоянно развивают и наращивают свою деятельность в области предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации, а также защиты населения и территорий. Многие из их наработок берем на заметку для создания единых стандартов в будущем. Также взаимодействуем и с производителями систем оповещения, «Системы-112» и «Безопасный город» с целью понимания их трудностей и проблемных вопросов для более эффективного задействования современных технологий. Конечно, стараемся всячески оказывать помощь каждому субъекту Российской Федерации по всем направлениям деятельности Министерства. Для этого создаем площадки для обмена опытом и участвуем в различных деловых мероприятиях.

Как и где готовят ИТ-специалистов для вашей отрасли?

В настоящее время в МЧС России подготовка ИТ-специалистов осуществляется в очной форме в трех ведомственных высших учебных заведениях: ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России», ФГБОУ ВО «Академия ГПС МЧС России» и ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России» по следующим направлениям подготовки (специальностям):

  • инфокоммуникационные технологии и системы связи;
  • информационные системы и технологии;
  • системный анализ и управление.

Также для должностных лиц МЧС России, осуществляющих профессиональную деятельность в области информационных технологий и защиты информации, доступен ряд программ по переподготовке и повышению квалификации по программам дополнительного профессионального образования в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России» и ФГБОУ ВО «Академия ГПС МЧС России».

Так, на базе этих учебных заведений проводятся курсы повышения квалификации по информационной безопасности, по организации и совершенствованию «Системы-112».

В субъектах РФ в специальных учебных центрах и учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в классах, оснащенных оборудованием и специализированным программным обеспечением, проводятся курсы по обучению специалистов диспетчерских служб «Системы-112». На базе ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России» четыре учебных класса оборудовано современными отечественными техническими средствами оповещения населения. Данная учебно-материальная база позволяет осуществлять практическую подготовку специалистов МЧС России, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на современных программно-технических комплексах оповещения населения. Департаментом образования и науки организуются различные курсы повышения квалификации, в том числе в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

Что для МЧС означает переход к реализации нацпроекта «Экономика данных»? Какие именно данные нужны МЧС, для чего они будут использоваться?

В рамках реализации национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» МЧС России спланирован к созданию и эксплуатации ряд платформ и информационных систем на единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех», которые позволят:

  1. Вовремя выявлять нарушения обязательных требований и автоматически их фиксировать.
  2. Осуществлять мониторинг систем оповещения населения.
  3. Агрегировать информацию из различных источников, проводить анализ, моделировать различные сценарии возникновения потенциальных угроз безопасности населения, а также осуществлять поддержку принятия решений.
  4. Осуществлять прием и автоматическую регистрацию обращений, проводить опрос заявителей (с применением AI), а также реализовывать ускоренную обработку вызовов с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями и минимизацию ошибок из-за человеческого фактора.
  5. Автоматизировать процесс управления своими силами и средствами.
  6. Развивать сервисы обеспечения предоставления государственных услуг и осуществления контрольной (надзорной) деятельности МЧС России. 
Участие МЧС России в реализации национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» направлено на обеспечение достижения «цифровой зрелости» ведомства, основываясь на внедрении технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и ИИ.

В частности, МЧС России реализует механизм сбора и обработки таких данных, как:

  • данные с устройств промышленного «Интернета вещей»;
  • космические снимки;
  • видеопотоки;
  • неструктурированные данные, поступающие по различным каналам связи.

Эти данные необходимы для создания сервисов, позволяющих обеспечить непрерывный мониторинг, контроль и анализ с целью оперативного выявления рисков, расчета применения сил и средств в целях поддержки принятия управленческих решений для своевременного реагирования на чрезвычайные ситуации.

Кроме того, необходимо вывести на качественно новый уровень моделирование и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций и неблагоприятных условий, обеспечить онлайн-мониторинг систем безопасности, дать единую точку для связи с каналами оповещения населения, усилить риск-ориентированный подход в контрольной надзорной деятельности.

Каковы основные цели цифровизации и цифровой трансформации МЧС на ближайшие год-два? Каких итогов вы ожидаете?

Основными целями цифровой трансформации МЧС России являются:

  • достижение целевого уровня технологической зрелости;
  • создание адаптивной модели процессов государственного управления Министерства за счет внедрения цифровых сервисов;
  • модернизация ИТ-инфраструктуры и сети передачи данных;
  • усиление обеспечения информационной безопасности;
  • продолжение импортозамещения компонентов информационных систем и баз данных.

В показатели проекта федерального бюджета на 2025 год включены бюджетные ассигнования на цифровую трансформацию и информатизацию МЧС России.

Среди основных позитивных эффектов от цифровизации можно выделить следующие:

  • повышение открытости и прозрачности деятельности Министерства;
  • автоматизация и ускорение рабочих процессов и документооборота;
  • экономия ресурсов и сокращение ущерба от последствий чрезвычайных ситуаций за счет проактивного подхода к их прогнозированию.

Мы продолжаем оснащать современными цифровыми устройствами территориальные органы МЧС России, наращивать группировку БПЛА, а также других роботехнических комплексов и систем. И конечно, развиваем возможности использования различных IoT-устройств и систем мониторинга.

Опубликовано 31.10.2024

Похожие статьи