Алексей Чукарин: Экономика данных. Почему цифры становятся главной валютой России

Логотип компании
Проект «Экономика данных» обещает упростить жизнь: сделать госуслуги доступнее, Интернет — ближе даже к самым удаленным регионам, а проблемы с цифровым неравенством — менее заметными. Развитие искусственного интеллекта, поддержка ИТ-компаний и обучение специалистов — все это части большого плана, чтобы в будущем Россия могла уверенно войти в число цифровых лидеров. Как эти идеи будут работать на практике и что они изменят для каждого из нас? В интервью журналу IT Manager директор департамента цифровой трансформации и координации бюджетных расходов Минцифры России Алексей Чукарин рассказал, как данные стали ключевым ресурсом, трансформируя экономику и государственное управление.

Алексей Валерьевич, многие слышали про проект «Экономика данных», но не все до конца понимают, как он повлияет на повседневную жизнь. Как вы объясняете, что принесет новый проект и что важно в нем прямо сейчас?

Национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства» рассчитан на реализацию в 2025–2030 годах и включает довольно много направлений, каждое из которых способно повлиять на нашу повседневную жизнь.

В нацпроекте предусмотрены такие направления, как создание цифровых платформ в различных сферах и повышение качества и доступности госуслуг, подготовка кадров, создание российской низкоорбитальной спутниковой группировки скоростного доступа в Интернет, обеспечение доступом в Интернет удаленных регионов, обеспечение безопасности в сети Интернет и другие.

И хотя «Экономика данных» рассчитана на шесть лет, первые результаты будут получены в первые же годы реализации, поскольку в новом нацпроекте учтены достижения, полученные в рамках национальной программы «Цифровая экономика».

Прошлый проект «Цифровая экономика» был разработан в другом геополитическом и технологическом контексте. Как изменились цели и задачи в новой программе с учетом текущей ситуации?

Цели нацпроекта все так же направлены на улучшение жизни граждан, повышение эффективности экономики и цифровую трансформацию государственного управления. Цели и задачи «Экономики данных» интегрированы в общую систему национальных целей Российской Федерации и определены Президентом нашей страны в мае этого года.

Проект предусматривает значительные вложения в развитие инфраструктуры и ИТ-компаний, однако бизнес часто критикует государственные программы за бюрократию и отсутствие гибкости. Как Минцифры планирует избежать этих проблем в рамках новой программы?

Система управления государственными программами постоянно развивается. Реализуются механизмы оперативного принятия решений: Президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности; принятие решений на уровне руководителей цифровой трансформации ведомств и регионов (РЦТ); оперативный мониторинг деятельности РЦТ. Это развитие продолжится и в ходе реализации НП «Экономика данных» что, надеемся, повысит гибкость и скорость принятия решений.

На одном из мероприятий вы упомянули, что проект «Цифровое государственное управление», входящий в структуру «Экономики данных», является сложным в реализации. Что делает его таким и как Минцифры планирует преодолеть эти трудности?

Действительно, федеральный проект «Цифровое государственное управление» является одним из самых масштабных как по количеству мероприятий, так и по числу задействованных участников. Однако Минцифры имеет опыт реализации столь сложных проектов. Реализация аналогичного проекта в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» подтверждает это очень высоким уровнем достижения результатов.

Проактивное предоставление государственных услуг — важное нововведение. Могли бы вы рассказать подробнее о том, как оно будет внедряться и какие конкретные результаты ожидаются?

Проактивное предоставление госуслуг — нововведение, соответствующее современным реалиям и темпу жизни. С помощью проактивных услуг гражданам не нужно самостоятельно обращаться за услугой. При наступлении той или иной жизненной ситуации пользователи будут проинформированы о возможности получения такой услуги, или даже услуга будет оказана автоматически, при возникновении права на нее.

Например, если вы вступаете в брак и меняете фамилию, то на портале Госуслуг приходит проактивное уведомление о необходимости обновления документов и формируются черновики заявлений для направления в соответствующие ведомства. Вам остается только проверить корректность данных и нажать пару кнопок для подписания заявления, после чего оно уходит в ведомство. Или, например, проактивное предоставление материнского(семейного) капитала — родился ребенок и спустя несколько дней, без лишних заявлений и без личных визитов в соответствующие инстанции, а лишь на основании межведомственного обмена данными, автоматически придет сертификат.

Проект «Кадры для экономики данных» нацелен на подготовку специалистов в области ИТ и ИИ. Что планируется для преодоления нехватки специалистов?

Федеральный проект «Кадры для экономики данных» включает мероприятия, охватывающие людей самых разных возрастов: от детей школьного возраста до состоявшихся специалистов. Основные мероприятия — это развитие механизма подтверждения ИТ-компетенций; обучение студентов, обучающихся по различным (не ИТ) специальностям (врачей, инженеров, учителей) дисциплин по анализу данных, программированию, ИИ; развитие интереса к программированию, в том числе применению ИИ у школьников и учащихся средних профессиональных учебных заведений.

Какую роль в национальном проекте играют инициативы по развитию искусственного интеллекта и как планируется достичь целей по вхождению России в число лидеров в этой области? 

Искусственный интеллект — новая и перспективная область, это одна из самых активно развивающихся технологий в сфере ИТ. Развитие ИИ заложено в Национальные цели РФ, а соответствующие мероприятия включены в национальный проект «Экономика данных». Это и научно-исследовательские работы, и стимулирование развития вычислительной техники и радиоэлектронной продукции, подготовка кадров в области ИИ, нормативное регулирование в этой сфере, которое, к слову, в нашей стране является одним из самых мягких.

До 2030 года планируется значительное увеличение инвестиций в разработку отечественного ПО и аппаратных комплексов. Каковы ожидания от этой программы и как она будет стимулировать инновации в ИТ-секторе?

Государство последовательно направляет усилия на развитие отечественного программного обеспечения, вычислительной техники, импортозамещение в этой сфере. Эти усилия найдут продолжение и в новом нацпроекте, включая такие направления, как поддержка малых предприятий — разработчиков ПО, и предприятий, внедряющих отечественные решения, поддержка стартапов, грантовая поддержка РФРИТ, развитие отраслевых центров тестирования программного обеспечения, развитие общесистемного и индустриального ПО.

Цифровизация массовых услуг должна сократить сроки их предоставления. Однако для регионов с низким уровнем цифровой грамотности это может стать дополнительным барьером. Как правительство планирует решать проблемы цифрового неравенства среди населения?

Для устранения цифрового неравенства важнейшей задачей является обеспечение качественного доступа к сети Интернет. В рамках НП «Экономика данных» эта задача решается и посредством обеспечения спутниковым Интернетом труднодоступных регионов и обеспечением доступа к Интернету населенных пунктов численностью до 100 человек. Доля домохозяйств, которым будет обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет до конца 2030 года должна достигнуть 97%.

Как вы планируете отслеживать и корректировать курс программы «Экономика данных», если по ходу ее реализации выяснится, что некоторые целевые показатели являются труднодостижимыми?

Как уже говорил ранее, система управления национальными программами постоянно совершенствуется. Это включает в себя совершенствование планирования — построение сквозной системы показателей от уровня национальных целей до показателей национальных программ и проектов и входящих в них федеральных проектов и далее до уровня конкретных мероприятий. Также это совершенствование мониторинга — реализация онлайн-мониторинга, предиктивной аналитики показателей достижения, возможность проактивного реагирования в случае возникновения рисков недостижения не только целевых показателей национального проекта, но и отдельных мероприятий.

Опубликовано 08.11.2024

Похожие статьи