Станислав Казарин: «Петербург должен оставаться цифровым лидером»

Логотип компании
Записаться к врачу за пару кликов, оплатить проезд смартфоном или узнать, когда вывезут мусор из двора — еще десять лет назад многое казалось чем-то из научной фантастики. Сегодня это реальность. Санкт-Петербург строит цифровое пространство, где «умные» системы работают на каждого жителя. В интервью журналу IT Manager вице-губернатор* Станислав Казарин рассказал о новой культуре взаимодействия государства и человека, о том, как именно технологии становятся частью повседневной жизни, помогая петербуржцам решать простые, но важные задачи быстро и без лишних хлопот.

Станислав Валериевич, город перевыполнил план по цифровой зрелости, достигнув 92,3%. Что это означает для горожан и какие конкретные выгоды несет?

Прежде всего хочу напомнить, что в Петербурге действует Стратегия цифровой трансформации, разработанная на период 2022–2024 годов. Цифровая зрелость — одна из ключевых целей этого документа, интегральный показатель, который отображает уровень использования цифровых технологий в работе органов власти.

Для петербуржцев высокий уровень цифровой зрелости означает в первую очередь удобство во взаимодействии с городскими службами, при получении госуслуг и различных сервисов.

Простой пример — на сегодня цифровая зрелость сферы «Общественный транспорт» в Петербурге оценивается в 100%. Это значит, в частности, что везде в транспорте можно использовать электронную оплату, что намного удобнее, чем бумажные деньги. Но мы идем еще дальше. В городе запустили виртуальный проездной — пока в тестовом режиме. Это мобильное приложение для оплаты проезда. В смартфонах на Android оплата выполняется с помощью технологии NFC, для iPhone это можно сделать QR-кодом, который генерируется в приложении.

Приложение не только позволяет заплатить за поездку, но и в онлайн-режиме приобретать проездные, видеть истории платежей. Кроме того, в нем можно построить свой путь, узнать актуальную информацию о маршрутах и изменениях в них, расписаниях. Эти возможности помогают сделать перемещения по городу удобнее. Завершить тестирование и запустить приложение для всех пассажиров планируется до конца 2024 года.

О реализации подобных улучшений и преимуществ для жителей и свидетельствует высокий показатель цифровой зрелости.

Какие цифровые проекты вы считаете наиболее востребованными?

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что цифровые сервисы стали неотъемлемой частью жизни горожан, значительно упрощая доступ к важной информации и услугам. Это подтверждается и статистическими данными, касающимися таких социально важных сфер, как здравоохранение, образование, госуслуги.

Например, на портале «Здоровье петербуржца» зарегистрировано более 2 млн личных кабинетов, уже 76% записей на прием к врачу оформляются дистанционно, в том числе с помощью голосового помощника по номеру «122». Региональный портал Госуслуг, где представлено более 330 электронных услуг и сервисов, ежемесячно посещают 2 млн уникальных пользователей. Новый «Электронный дневник учащегося», с его внушительными 8 млн просмотров в месяц, также демонстрирует высокую востребованность.

Отмечу, что приложение городских цифровых сервисов «Я здесь живу» показывает хорошие темпы прироста пользователей — с января 2023 года их количество увеличилось с 10 000 до 350 000 и продолжает расти. Среди самых востребованных сервисов можно назвать «Красивые места», «Детские сады», «Мой дом», «Блокада Ленинграда» и «Развитие территорий».

Эта ориентированность подтверждает интерес граждан к своей городской среде и культурному наследию, а также будущему своих районов.

Каким вам видится начальный этап развития нового национального проекта «Экономика данных» в Петербурге?

Мы уже давно и плотно занимаемся вопросами консолидации городских данных. Новый нацпроект подразумевает, что они станут самостоятельным активом. Однако на текущий момент эти данные являются неотделимой частью государственных информационных систем. Чтобы выделить их в отдельную ценность, необходимы в первую очередь определенные юридические и бюрократические действия. Кроме того, чтобы иметь возможность эти данные использовать, нужно выработать механизмы их обезличивания и деперсонификации, привести к определенным форматам.

В перспективе использование данных позволит намного лучше представлять ситуацию в самых разных городских сферах в режиме онлайн, причем не только органам власти, но и жителям и бизнесу с помощью соответствующих сервисов.

Расскажите о стратегии развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на ближайшие годы. Это наращивание группировок камер видеонаблюдения, изменение структуры управления всего процесса обеспечения общественной безопасности?

Стратегия «Безопасного города» направлена на комплексное улучшение общественной безопасности и качества жизни в Петербурге. Основное внимание в ближайшие годы будет уделяться модернизации существующих систем видеонаблюдения и их интеграции с новейшими технологиями анализа данных и искусственного интеллекта. Это позволит не только повысить эффективность реагирования на чрезвычайные ситуации и правонарушения, но и предотвращать их.

В настоящее время в состав АПК БГ входят 11 автоматизированных систем, кроме того, в него интегрировано более 20 различных отраслевых систем. Создана и региональная платформа АПК БГ — автоматизированная система «Прогнозирование и поддержка принятия управленческих решений», которая объединяет все системы и обеспечивает городские и федеральные органы власти оперативной и достоверной информацией о ситуации в городе. Городская система видеонаблюдения включает уже более 100 000 видеокамер, из них около половины размещено на входах в парадные многоквартирных домов в рамках проекта «Умный двор».

Большие данные, которые генерирует такое количество устройств, позволяют внедрять различные системы видеоаналитики. В прошлом году был внедрен модуль на основе искусственного интеллекта для определения нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решение может обрабатывать до 20 тысяч видеопотоков. В планах до конца 2024 года внедрить дополнительный модуль видеоаналитики, который будет при помощи машинного зрения выявлять факты незаконной торговли на улицах города.

В 2025 году планируется продолжить внедрение ИИ в сферу городского управления. Одним из таких проектов может стать размещение программно-аппаратных комплексов на автотранспорте, что позволит вести мониторинг городской инфраструктуры, непокрытой системой видеонаблюдения.

Кроме того, в 2025 году запланировано создание Единого центра видеоаналитики на базе Городского мониторингового центра. Его работа будет направлена на модерацию, контроль и анализ данных, получаемых в результате работы нейронных сетей.

В Петербурге планируется оснастить системой видеонаблюдения более 100 детских площадок. Какие данные будут собираться с камер и как использоваться? На основе каких критериев были выбраны площадки, на которых камеры появятся в первую очередь?

Город реализует план поэтапного оснащения всех детских площадок системами видеонаблюдения. Это важно для повышения безопасности детей и контроля состояния благоустроенных территорий. В первую очередь камерами оснащаются площадки, которые проходят процессы благоустройства или реконструкции, однако уже готовые объекты также взяты в работу Городским мониторинговым центром.

До конца года планируется завершить установку видеооборудования более чем на 100 детских и спортивных площадках. Кроме того, все площадки будут оборудованы динамиками, подключенными к системе оповещения населения, которые в обычное время смогут использоваться, например, для воспроизведения музыкальных композиций.

Значительная часть камер на площадках снабжается видеоаналитикой. Благодаря этому они смогут распознавать курение, наличие рекламных объявлений или стикеров, повреждения искусственного покрытия, подтопление территории, а также повреждения оборудования и инвентаря детских и спортивных площадок и другие инциденты.

Давайте поговорим о будущем. Как Петербург планирует интегрировать системы искусственного интеллекта в повседневное управление городом?

Санкт-Петербург, как и многие другие мегаполисы мира, активно внедряет в свою жизнь технологии искусственного интеллекта. Мы уже применяем решения ИИ в сферах здравоохранения, уличного видеонаблюдения и аналитики, транспорта, госуслуг, а также в работе архивов.

Например, город использует медицинское оборудование, которое помогает описывать и интерпретировать маммографические исследования. Снимки обрабатываются автоматически, ИИ формирует предварительное заключение, что позволяет врачам оформлять медицинскую документацию в электронном виде.

Голосовой помощник «Виктория», который используется Службой «122», помогает вызвать врача на дом, уточнить статус ранее созданной заявки, записать пациента к специалисту или на диспансерное наблюдение. «Виктория» позволяет минимизировать нагрузку на операторов. С января по сентябрь 2024 года количество звонков, обработанных помощником, выросло более чем в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 9,4 млн. Отмечу, что это почти столько же, сколько Служба «122» в целом, включая людей-операторов, обработала за весь 2023 год.

При этом за видимым прогрессом в автоматизации скрывается более глубокий сдвиг — трансформация самих управленческих процессов.

ИИ — мощный помощник, призванный оптимизировать рабочие механизмы, повысить производительность и безопасность. Автоматизация, обеспечиваемая ИИ, позволяет выполнять задачи быстрее и эффективнее, минимизируя риски, связанные с человеческой ошибкой.

Поэтому мы работаем над внедрением искусственного интеллекта и в деятельность органов исполнительной власти. Сейчас завершается работа над несколькими проектами, которые планируется запустить в следующем году. Первый проект направлен на создание инструмента для перевода рабочих документов в машиночитаемый вид — это ускорит работу и сделает ее более удобной.

Реализация второго проекта позволит нашим архивам вести электронный поиск по копиям рукописных документов XVIII–XIX веков.

Третий и наиболее интересный проект — создание помощника чиновника, способного генерировать ответы на типовые запросы граждан, а также других органов власти. Перспективы для дальнейшего мощного развития ИИ в сфере управления городом лежат именно в этом направлении. Пока этот помощник будет формировать лишь ответы на типовые запросы, однако на основе полученного опыта можно будет в дальнейшем создавать более совершенные модели, которые смогут давать ответы на нетиповые запросы или снабжать органы власти аналитикой.

Существуют ли планы по расширению цифровых услуг для горожан? Какие новые онлайн-сервисы могут появиться в ближайшем будущем?

Количество цифровых сервисов увеличивается и будет продолжать расти с каждым годом. Если говорить о региональном портале госуслуг, то в 2024 году там появилось порядка 11 новых сервисов. Более 20 услуг находятся в разработке, их планируется внедрить в конце 2024 — начале 2025 года.

В ближайшем будущем мы ждем появления двух сервисов в приложении «Я здесь живу»: это сервис по вывозу мусора, который будем создавать совместно с «Невским экологическим оператором». В нем жители смогут увидеть расписание вывоза мусора в своем дворе, а также статус — вывезено или нет. Планируем запустить специальный сервис для людей с ограниченными возможностями, где они смогут найти для себя активности, кружки, секции.

Отмечу, что мы также прорабатываем варианты новых сервисов в сотрудничестве с ведущими российскими технологическими компаниями, но анонсы тут делать пока рано.

В дополнение к созданию новых сервисов, ключевыми направлениями нашей работы остаются оптимизация, модернизация и развитие уже существующих онлайн-услуг. Например, в рамках услуги предоставления парковочных разрешений для жителей в этом году будет внедрен механизм, позволяющий использовать несколько электронных подписей в одном заявлении. Это новшество актуально для случаев, когда требуется подпись нескольких владельцев недвижимости. Аналогичный подход будет применен в услуге «Предоставление целевых жилищных займов» в рамках программы «Доступное жилье».

Запланированы также внедрение и развитие технологий реестровой модели, когда результатом той или иной услуги является автоматическая запись в соответствующем электронном реестре. Предусматривается возможность автоматического формирования выписки из такого реестра и размещения открытых публичных реестров на Портале госуслуг Санкт-Петербурга по наиболее социально значимым городским направлениям.

В городском приложении цифровых сервисов «Я здесь живу» сервис «Спорт во дворе» сменил название на «Спортивный Петербург». Смена названия сервиса и добавление новых функций — это шаг к привлечению большего числа пользователей? Как вы планируете убедить горожан активнее обращаться к этому сервису?

Смена названия отражает расширение функционала сервиса. Ранее люди могли найти в нем информацию лишь о площадках для занятий спортом на территории дворов. Теперь же здесь появились данные и о других спортивных объектах города, а также о спортивных, физкультурных и тематических онлайн-мероприятиях. Конечно же, мы рассчитываем, что столь серьезное расширение возможностей сервиса увеличит и число его пользователей.

На мой взгляд, корректнее говорить не об «убеждении» пользоваться сервисом, а о привлечении к нему внимания. Среди петербуржцев существует естественный спрос на занятия физической культурой и спортом, растущий в последние годы. Приложение удобно обеспечивает для этой аудитории дополнительные информационные возможности. То есть наш сервис — ответ на уже существующие потребности жителей.

Как в Петербурге развивается проект «Государство для людей»? Какие его направления вы считаете наиболее важными?

Проект «Государство для людей» представляет серьезный шаг в обновлении взаимодействия государства с гражданами. Наша цель — создать новую культуру взаимодействия государства и человека, построенную на принципах клиентоцентричности. В основе такого подхода — ориентация на интересы граждан, эмпатия, профессионализм. Для этого органам власти необходимо пересмотреть внутренние процессы, обновить регламенты, предложить гражданам более удобные и функциональные сервисы.

В прошлом году губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым была утверждена дорожная карта по внедрению стандартов клиентоцентричности. На основе этого документа профильные подразделения сформировали карты клиентских путей, разработали целевые состояния для различных государственных услуг, определили порядок сбора и анализа обратной связи от граждан.

Важная часть проекта «Государство для людей» — формирование реестра жизненных ситуаций, проактивное предоставление услуг. Специалисты из МФЦ совместно с командой регионального портала госуслуг прорабатывают жизненные ситуации «Возвращение гражданина со специальной военной операции», «Житель блокадного Ленинграда», «Запись на получение дополнительного образования детей школьного возраста», «Мой дом — дом культурного наследия», «Отправить ребенка на отдых».

С июня 2023 года в городе действует Лаборатория пользовательского тестирования, специалисты которой оценивают удобство информационных систем, фиксируют эмоциональные реакции респондентов при использовании тех или иных сервисов. По результатам исследований принимаются решения о необходимости корректировки процедуры получения государственных услуг и определяются векторы их развития.

Яркий пример того, как меняется культура взаимодействия государства и человека на основе принципов клиентоцентричности, — МФЦ Санкт-Петербурга, которые постепенно преобразовываются в полноценные общественно-деловые пространства. Сегодня в офисах МФЦ жителям доступны как современные государственные сервисы, так и сопутствующие услуги.

С развитием государственных услуг в онлайн-режиме как вы видите перспективы развития сети МФЦ в Петербурге?

МФЦ — удобный и привычный для петербуржцев способ получать госуслуги. Возможность получить ответ на свой вопрос в прямой коммуникации с компетентным специалистом — это ключевая ценность для получателя услуг как сегодня, так и в будущем. МФЦ — единая точка входа доступа более чем к 360 услугам и сервисам, сейчас она высоко востребована. Мы не видим значимой статистики, свидетельствующей об уменьшении числа обращений в МФЦ, поэтому планируем и дальше расширять число отделений. Новые офисы появятся уже в следующем году.

Важно отметить, что при обращении в МФЦ петербуржцы теперь могут выбирать способ оформления услуги — традиционно у специалиста в окне или же в электронном виде на специальных компьютерах самообслуживания.

В 62 МФЦ и четырех Центрах оказания услуг для бизнеса открыты секторы пользовательского сопровождения, оборудованные такими компьютерами.

За 15 лет работы МФЦ Петербурга накопили огромный опыт в обслуживании клиентов. Поэтому еще одно направление работы МФЦ — методическая поддержка исполнительных органов государственной власти при внедрении стандартов клиентоцентричности в сфере предоставления госуслуг. Сегодня на базе МФЦ создан региональный центр оптимизации, который очень эффективно проводит такую работу, что не раз было отмечено на федеральном уровне.

Верность этого курса, который был выбран в городе несколько лет назад, подтверждена двойным успехом наших МФЦ на конкурсе Министерства экономического развития РФ «Лучший МФЦ России — 2023». Наши центры отмечены сразу в двух номинациях: «Лучшая крупная региональная сеть МФЦ» и «Лучший проект».

Какова конечная цель цифровой трансформации города? Каким вы видите Санкт-Петербург через 5–10 лет?

В 2024 году завешается срок действия актуальной Стратегии цифровой трансформации. Уже начата работа по подготовке новой Стратегии, определяющей наши цели на следующие 5–10 лет. В ней необходимо учесть задачи нового нацпроекта «Экономика данных», поручения Президента РФ в указе от 7 мая 2024 года, а также изменившуюся геополитическую ситуацию.

В новой Стратегии, которая будет принята в 2025 году, мы обозначим образ цифрового Петербурга, к которому должны будем прийти. Поэтому сейчас подробно говорить об этом несколько преждевременно, однако в целом мы продолжим работу по повышению уровня цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления. Продолжим наращивать долю массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, а также переводить услуги в электронный вид. Особое внимание будет уделено формированию рынка данных, их активному вовлечению в хозяйственный оборот, хранению, обмену и защите.

Цель цифровой трансформации — повысить качество жизни петербуржцев. Мы должны понимать жизненные ситуации людей, видеть и даже предвосхищать их потребности, предлагать инструменты и сервисы для их удовлетворения. Поэтому цифровые решения должны проникнуть в еще большее число процессов и не только сделать их более эффективными, но и вывести на новый уровень: мы должны получать в цифровом виде информацию о подавляющем числе аспектов жизни города в разной степени детализации, а также научиться строить более всеобъемлющие и сложные модели, позволяющие прогнозировать будущее и делать жизнь в Северной столице еще более комфортной.

На сегодня Петербург является одним из городов-лидеров по определяющим цифровым показателям. Для нас важно сохранить и усилить это положение.

* На момент публикации интервью поступило сообщение, что 7 ноября Станислав Валериевич Казарин покинул пост вице-губернатора Санкт-Петербурга

Опубликовано 08.11.2024

Похожие статьи