МООС как маркетинговый инструмент
Набор маркетинговых инструментов, которые используются компаниями для онлайн-продвижения, сегодня довольно широк. Но их возможности, так или иначе, ограничены. Даже самый продвинутый маркетолог рано или поздно упирается в объективные трудности. Контекстная реклама раздражает пользователей и теряется среди подобной, запущенной конкурентами. Продвижение в соцсетях требует чуть ли не ежедневного мозгового штурма: подача, которая вчера казалась гениальной и супер-продающей, сегодня уже устарела и, опять же, больше раздражает, чем ведет к желаемому результату. А стоимость digital-маркетинга растет.
Время искать новые возможности продвижения. Не самый очевидный, но (как мы докажем в этой статье) эффективный инструмент, который может в корне изменить ситуацию – МООС (англ. massive open online course) – массовый открытый онлайн-курс.
Для начала – что такое МООС? Сам термин появился в 2008 году. Им обозначают открытые, то есть бесплатные для пользователя онлайн-курсы, на которых он может получить качественные знания по самым разным направлениям от лучших научных школ мира.
Казалось бы, как может быть связана деятельность университетов, готовых безвозмездно предоставлять знания, с основной задачей бизнеса – расширяться и приносить прибыль? На самом деле, напрямую. И главная точка пересечения здесь – аудитория.
Так, у одной из топовых международных платформ Coursera, на которой собрано больше 4000 курсов по 500 специализациям от 200 ведущих мировых компаний и образовательных учреждений, сейчас насчитывается почти 80 миллионов студентов. Из них 13 млн – из Европы. Рост аудитории от года к году составляет 60%.
Таких платформ много – от глобальных, типа Coursera, до локальных. И они сами по себе неплохо монетизируются, несмотря на то, что предоставляют часть контента бесплатно. Но сейчас речь не о них, а том, как бизнес может использовать эти площадки для продвижения и решения своих задач.
С чего начать?
Что есть у вашей компании, кроме основного продукта или услуги? Серьезная экспертиза в той или иной области. Она может стать как самостоятельным направлением бизнеса (например, если компания работает в сфере консалтинга), так и «прилагаться» к основному товару или услуге.
Для того чтобы монетизировать экспертизу, первым делом нужно оценить объем имеющихся знаний, их ценность и востребованность на рынке. Как это сделать, вам может подсказать провайдер образовательного контента.
Если экспертиза вашей компании представляет интерес для широкой аудитории, нужно оценить свои возможности. Создание образовательного продукта потребует от сотрудников, которые будут заниматься производством онлайн-курсов, серьезных временных затрат и технических ресурсов.
Нужно также учитывать, что у Coursera и любой другой образовательной платформы есть свои требования к контенту.
Для привлечения аудитории к вашему курсу, вам понадобится промо. Это может быть бесплатный короткий курс на интересную многим тему или видеоролики с харизматичным преподавателем.
Вы можете делать курс бесплатным, а получение сертификата для тех, кто прослушал, уже за деньги. Или формировать специфические курсы в «пакеты» и продавать их тем, кто заинтересован в более глубоком изучении темы.
Срок окупаемости и выхода «в плюс» напрямую зависит от темы и формата. Так, для решения ваших задач специализация на Coursera работает эффективнее, чем онлайн-курс.
Развитие бренда
Наличие собственного образовательного продукта говорит о том, что ваша компания – серьезный игрок с хорошей экспертизой, надежный и профессиональный партнер. Вложение денег в образование формирует образ социально ориентированной компании.
Это подтверждают более 200 компаний-партнеров Coursera, которые выкладывают отлично проработанные и мега-востребованные образовательные курсы. Оказаться в их числе – уже определенный знак качества.
МООС поможет и с развитием вашего бренда. Например, если компания собирается выходить на международный рынок, можно создать курс на английском языке или на языке того региона, в котором хочет развиваться бизнес.
Также можно продвигать бренд, используя свой продукт как пример во время обучения, а после успешного прохождения курса - дарить подписку на него.
Работа с персоналом
Образовательная платформа поможет решить и все основные вопросы, связанные с персоналом компании:
-
найм и удержание сотрудников,
-
повышение их лояльности и как следствие – снижение текучки кадров,
-
формирование кадрового резерва,
-
повышение квалификации сотрудников,
-
работа с географически распределенными командами.
Курсы многих компаний на образовательных платформах позволяют слушателям пройти приоритетный отбор на отдельные вакансии. И это открывает неплохие перспективы для работодателей. Они гарантированно получают обученный персонал. И речь здесь не только об IT-специалистах. Направление бизнеса может быть самое разное.
После прохождения курса слушатели проходят тестирование. Так работодатель – создатель образовательной программы – может оценить результаты, нанять лучших и сформировать кадровый резерв. В итоге средства, затраченные на создание онлайн-курса, окупятся при оптимизации расходов на привлечение персонала.
Обучение сотрудников – необходимая статья расходов даже в условиях, когда бюджеты на ведение бизнеса сокращаются и перераспределяются.
Более того, в компаниях, которые распределены географически (например, ритейл или банки), найм сотрудников идет постоянно. И в них особенно важно соблюдать стандарты и поддерживать средний профессиональный уровень персонала.
Для этого крупные платформы с готовыми образовательными продуктами подходят как нельзя лучше. Преимущества: относительно невысокая стоимость курсов, их «обкатанность» (минимум ошибок, отработанная теория, практические задания, интеграция с LMS (Learning Management System) - системой управления обучением) и подтверждение в виде сертификата.
Распространение продукта
Этот вопрос рассмотрим на примере. Предположим, некая компания-разработчик (блокчейн, кибербезопасность, видеонаблюдение на основе искусственного интеллекта и т.п.), уже имеющая неплохие продажи и постоянных пользователей своего продукта, хочет расшириться и выйти на международный рынок.
Один из вариантов – создать образовательный курс на разных языках, в котором подробно рассматриваются технологии и практика применения продукта. А выпускники курса получают промокод на покупку.
Если тема востребована, курс начнет наращивать аудиторию. Слушатели будут рекомендовать его другим людям. Такая поддержка принесет курсу (а значит и компании) высокую оценку на платформе. А если компания дополнительно вложится в продвижение, это ускорит рост аудитории и отдачу от курса в виде продаж и подключений.
Комьюнити
«Живая вода» для бизнеса – это лояльная аудитория. Ее формируют амбассадоры бренда и «сарафанное радио». Окружить себя армией преданных поклонников не так-то просто, даже если ваш продукт или услуга исключительно качественные и востребованные.
Вокруг образовательного продукта комьюнити создается намного быстрее, а работать с ним гораздо удобнее. Общайтесь с аудиторией, которая обучается на вашем курсе, помогайте с теорией и практикой. И она отплатит вам исключительно полезной обратной связью о вашем продукте, возможно, поможет устранить какие-то проблемы, которые разработчику не заметны, а пользователю – крайне важны.
Итого
Жизнь сама подталкивает нас к тому, чтобы смотреть на мир шире и искать новые свойства привычных вещей. Для бизнеса – это и вовсе вопрос выживания и успеха.
То, что онлайн-курс – это не только самостоятельный продукт, но и эффективный маркетинговый и hr-инструмент, уже доказанный факт. Но далеко не все его пока осознали и готовы использовать в полную силу. Чем быстрее и активнее ваша компания двинется в этом направлении, тем больше преимуществ получит уже в ближайшем будущем.
Опубликовано 16.12.2021