Роман Блонов: Доходный дом в цифре

Логотип компании
Как ИТ-инструменты помогают собственникам и управляющим компаниям решать задачи бизнеса, получать прибыль и сокращать расходы рассказывает Роман Блонов, директор по развитию PropTech «Миран».

В XIX веке в крупных городах России многие состоятельные люди вкладывали капитал в недвижимость, которая приносила доход. Купить квартиру в столице и в те времена было дорогим удовольствием, большинство жилье снимало, поэтому 80% всех построек Санкт-Петербурга составляли доходные дома. И сегодня, во времена экономической турбулентности, инвестиции в недвижимость бьют рекорды, спросом пользуются как жилые, так и коммерческие объекты. Как ИТ-инструменты помогают собственникам и управляющим компаниям решать задачи бизнеса, получать прибыль и сокращать расходы рассказывает Роман Блонов, директор по развитию PropTech «Миран».

В сети компаний Becar Asset Management вы возглавляете компанию, которая занимается PropTech-проектами. Расскажите о них. Что это такое?

Мы называем Becar Asset Management экосистемой. В этой экосистеме наши продукты используются для управления недвижимостью. Кроме того, мы решаем все классические задачи как ИТ-департамент: техподдержка, поддержка серверов, офисных программ и др. Переводим в цифру большинство процессов, которые происходят при покупке и продаже недвижимости. За все время мы выпустили три флагманских продукта. Первый – цифровая платформа Kaizen. Она помогает управлять недвижимостью и эксплуатировать ее. Могу пояснить: у всего оборудования в здании есть график планово-предупредительных работ, все данные заносятся в систему и техник с утра вместо того, чтобы изучать журнал заявок, открывает мобильный телефон и далее идет по заявкам, которые занесены в его маршрутный лист. После выполнения заявки он делает фотографии, сканирует QR-коды, отмечает время начала и конца. Таким образом собирается информация по каждой единице оборудования. Своеобразная «история болезни». Всегда можно посмотреть данные по любому оборудованию: качественно ли оно обслуживалось и были ли какие-то проблемы. То же самое касается клининга, когда нужно провести плановую уборку утром или вечером. Или внеплановые работы в случае каких-то повреждений. Kaizen можно использовать как для ретейла, так и для офисных площадей, и гостиниц. Конечно, никто не будет фотографировать вещи постояльцев, но когда гость выехал, то фото до уборки и после можно сделать.

Также в Kaizen входят IoT-датчики, установленные, например, на холодильных установках в продовольственных гипермаркетах. Если вдруг температура повышается, датчики передают сигнал, и специальная мобильная бригада выясняет причину и ликвидирует неисправность.

Фото – это удобно и наглядно. Но ведь фотографии занимают большой объем, где хранить изображения офисных площадей и отелей? Это же гигабайты данных.

В экосистему Becar Asset Management входят дата-центры «Миран». Все данные, которые собираются: фотографии объектов, данные с IoT-датчиков хранятся в наших ЦОДах. Они позволяют масштабировать хранилище.

Вернемся к другим продуктам. Что еще входит в линейку?

Второй наш продукт – это «Цифровой консьерж». Он предназначен для отелей и позволяет управлять номером через мобильное приложение. Например, это решение использует отель Vertical Boutique. Гость при заселении вводит в приложении свой код бронирования. Можно открыть дверь, включить-выключить свет, управлять кондиционером. Можно сделать заказ в ресторане или в магазине. Приложение позволяет обходиться без ключа, но, конечно, и обычный ключ можно получить в отеле. Кстати, многих сейчас привлекает наличие таких диджитал услуг, вход без традиционной карточки. Это ново и интересно.

А если нет Интернета?

У меня был случай в Будапеште, я останавливался в диджитал-отеле без персонала. Там и управление лифтом тоже осуществляется через приложение. А когда подошел к своему номеру, то не смог его открыть. И спросить некого – людей нет, на ресепшн не обратиться. Потом выяснилось, что я не подключился к сети wi-fi в отеле, а мобильный интернет у номера, который находился в глубине здания, просто был недоступен. Как только зарегистрировался в сети wi-fi, проблема решилась. Так что всегда должна быть альтернатива, например в виде ключа, чтобы не вызывать беспокойства у гостя.

И какой третий продукт?

Он специализированный, предназначен для апарт-отелей. При его создании помогло то, что мы входим в экосистему Becar Asset Management. За один год компания построила два апарт-отеля в Санкт-Петербурге. Нюансы апарт-отелей в том, что у них много собственников. И весь доход, за вычетом расходов на управление, перечисляется владельцам апартаментов. Стандартный гостиничный софт не предназначен для того, чтобы высчитать доходность каждого номера. Мы сделали продукт, с помощью которого владелец получает полную и прозрачную информацию о загрузке своих апартаментов.

Среди главных проблем, с которыми сталкиваются собственники и управляющие недвижимости – рост затрат на эксплуатацию объектов, слабый контроль, проблемы с планированием и др. С другой стороны – ИТ-решения тоже стоят денег. Как найти баланс?

У нас есть кейс с одним московским отелем, в службе эксплуатации которого работали несколько инженеров, обслуживающих здание. Когда мы перевели эксплуатацию в цифру, то стала видна загрузка работающих. Выяснилось, что два инженера недозагружены. По сути, был избыточный штат. Соответственно без потери качества отель смог сократить расходы на персонал. Внедрение цифрового решения позволило снизить затраты на зарплату и ввести контроль за тем, что и как делается. Также была решена проблема с планированием, теперь им занимается система. Kaizen на один отель стоит около 20–25 тыс. рублей в месяц, а зарплата инженеров, конечно, выше.

Как с одной стороны сокращать расходы, а с другой – повышать заполняемость коммерческих площадей?

Снижение эксплуатационных расходов приводит к снижению арендной ставки, соответственно повышается конкурентоспособность недвижимости. Кроме того, в торговых центрах сейчас работают виртуальные карты с указанием магазинов, есть программы лояльности. Все эти инструменты - для увеличения заполняемости.

Вы пишете в соцсетях о построении ИТ-системы гостиничного бизнеса. Поделитесь подробностями?

В отелях есть четыре сегмента: инвесторы, управляющие компании, собственники и гости. Для каждого сегмента у нас есть свой ИТ-продукт. Kaizen – это приложение для служб отеля, «цифровой консьерж» - приложение гостя, «личный кабинет инвестора» автоматизирует взаимоотношения инвесторов с управляющей компанией. В центре этого находится PMS-система, с которой мы интегрируемся. Мы накопили большой опыт и сделали много интеграций с PMS-системами. По сути, наши продукты создают ИТ-систему «под ключ». Собрав этот паззл, можно закрыть все потребности гостиницы и апарт-отеля. Не нужно большое количество людей, чтобы обработать запрос постояльца, все вопросы решаются напрямую через мобильное приложение. Кроме того, всегда можно дать обратную связь о качестве обслуживания. Это как в Яндекс-такси: мы всегда можем пожаловаться или похвалить сервис.

У вас большая команда?

В нашей компании работает 45 человек. Это команда разработчиков PHP, 1С, мобильных приложений, системные администраторы, служба техподдержки, BI-аналитики. Последние делают дашборды для руководителей управляющих компаний, на этих дашбордах можно увидеть основные метрики бизнеса: где что проседает, план-факт выручки, сравнение с конкурентами.

Читайте также
Одной из самых критичных инженерных систем центра обработки данных (ЦОД) можно назвать систему электроснабжения. На нее вместе с системой бесперебойного питания может приходиться до 25% от общей стоимости. Поэтому, прежде чем приобрести то или иное решение, бизнес тщательно взвешивает не только его преимущества, но и недостатки, а также связанные с ним риски.

На 2023 год запланирован ввод в эксплуатацию коливинга You&Co в составе Digital Village. Что такое коливинг и что он будет собой представлять с точки зрения ИТ?

Коливинг – это такой отель, в котором у каждого постояльца есть небольшой отдельный номер со всеми удобствами и мини-кухней, и есть большие пространства для взаимодействия с другими. Это большая кухня, зал для коммуникаций и игр, кинотеатр, фитнес-зал, различные сервисные службы, такие, как например химчистка и рестораны. А также работают комьюнити-менеджеры, они организуют взаимодействие гостей. Коливинги обычно выбирает молодежь для долгосрочного проживания. Их называют «цифровыми кочевниками», которые, например, пожив в Петербурге, переезжают в Москву или в Сочи. И коливинг становится для них своеобразным вторым домом. Обычно это те, кто работает удаленно: программисты, маркетологи и др. Что касается цифры: каждым номером можно управлять через мобильное приложение, а также в каждый телевизор встроен голосовой помощник «Алиса». Соответственно, с ее помощью также можно включать-выключать свет, музыку, программы, заказывать еду в ресторане и др.

А не дешевле снять на долгий срок квартиру?

Дело в том, что по стоимости это будет примерно одинаково, если мы говорим о нормальной однушке, но бонусом идут гостиничные сервисы и, конечно, общение в комьюнити. Прототипом коливинга можно назвать наш отель «Вертикаль», в котором есть общие зоны, где гости вместе смотрят фильмы, взаимодействуют и т. д. В «Вертикали» своя особенная атмосфера, которая притягивает молодежь. Многим нравится жить подолгу. Я бы сказал, что это лайфстайл-отель. Добавлю, что в мире коливинги сегодня очень популярный тренд.

С российского рынка ушли не только продавцы одежды, но и производители программного обеспечения, компании лишились привычных продуктов. Как решали эти проблемы вы?

Это действительно сложная проблема. Выросли цены и сроки поставок того, что еще можно купить. Кроме того, мы ищем российские аналоги. Большие трудности у строителей, которые привыкли к известным иностранным BIM-системам, а российским нужны годы, чтобы дойти до их уровня. Но все находят какую-то замену, в той или иной степени закрывающую текущие задачи. Вообще я еще никого не встретил, кто бы сказал, что у него все прекрасно, но тем не менее все работают. Крутятся, как могут.

Многие айтишники уехали из страны в 2022 году. Пришлось ли вам столкнуться с кадровой проблемой?

В прошлом году в феврале у меня было около десяти открытых вакансий: разработчики, менеджеры, системные администраторы. В марте-апреле большинство западных компаний закрыли свои представительства в России. Они предложили части своих сотрудников релокацию, но не все согласились, многие остались дома. И я до лета 2022 года практически все свои вакансии заполнил. Но все меняется, кто-то уезжает, появляются новые вакансии, так что люди нам требуются. Добавлю, что мы ИТ-компания, которая находится в реестре Минцифры и наши специалисты имеют все положенные права на отсрочку.

Опубликовано 30.01.2023

Похожие статьи