Александр Васильев: Технологии для чистого будущего
Александр расскажите о себе, как складывалась ваша ИТ-карьера?
Наверное, всё, связанное с ИТ, началось еще по сути со школы, когда понравилась математика. И потом я поступил на факультет прикладной математики процессов управления в СПБГУ. Мне запомнилась фраза нашего преподавателя на втором курсе: «Вы прикладная математика. Вы как раз связующее звено между теми людьми, кто ставит задачи, и теми, кто эти задачи решает. Потому что вы не должны все знать и все уметь, вы должны знать, у кого спросить и к кому пойти, чтобы задачу решить. Допустим, вам нужно решить что-либо, связанное с химической отраслью. Вы идете на химфак, узнаете у них информацию, связанную с химией, потом идете, на факультет матмех, они вам ее математически решают. Дальше вы идете к программистам, и они эту задачу, соответственно, программируют. И вот у вас итоговый результат». Это я хорошо запомнил. А дальше была работа. Начинал специалистом техподдержки по внедрению электронной подписи и налоговой отчетности через интернет еще в студенческие годы. Потом стал заниматься внедрением документооборота в администрации Санкт-Петербурга. Там вырос до руководителя проектов. Занимался многофункциональными центрами.
Кстати, когда я пришел, было 8 МФЦ, и только при мне открылось еще 10. И количество услуг мы увеличили в два раза, сделали централизованную платформу для того, чтобы можно было в одних районах принимать комплект документов для других. Вот это все то, что удалось реализовать. А потом работал над автоматизацией пассажирского транспорта, созданием единого навигационного центра. Через некоторое время меня пригласили в Сбербанк Технологии. Трудился там сначала в роли аналитика, потом руководил группой аналитиков, а затем руководил проектом. Это был проект, связанный с юридически значимым документооборотом. Мы автоматизировали процесс передачи счетов фактур от Сбербанка своим контрагентам. На этом сэкономили достаточно существенное время, силы и ресурсы компании. Далее была компания СИГМА ИТ, которая занимается интеграцией и решением вопросов в сфере ЖКХ, энергетики. После этого появилась компания «Невский экологический оператор», в которую набирали людей. Моя кандидатура тоже была предложена на рассмотрение генеральному директору, и я решил попробовать перейти на другую сторону, так сказать, посмотреть, кого мы всю жизнь автоматизировали, и как же это - быть со стороны заказчика. Решил, что такой опыт будет интересен, тем более, что расширялась область ответственности. Помимо информационных систем, здесь нужно было еще и выстроить полностью всю инфраструктуру с нуля, и я попал в так называемый «корпоративный стартап». Потому что есть ограничения, которые приходят сверху, но нужно активно и быстро развиваться, делать минимальными усилиями результат для автоматизации всех процессов в компании.
Что собой представляет Невский экологический оператор?
Реформа отрасли обращения с отходами началась в России 1 января 2019 года. Она призвана сделать обращение с отходами более цивилизованным, решить проблему с незаконными свалками и значительно сократить объемы вывозимых на полигоны отходов.
В каждом регионе должен быть ответственный за организацию вывоза и правильное обращение с твердыми коммунальными отходами на каждом последующем этапе, такими как обработка, обезвреживание, утилизация и размещение на специальных объектах. С 1 января 2022 года система обращения с ТКО заработала и в Санкт‑Петербурге.
В соответствии с соглашением от 02.09.2021 года «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г. Санкт-Петербург» АО «Невский экологический оператор» наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Санкт-Петербурге.
Каковы основные цели?
Во-первых, это необходимость прозрачности, понимания, откуда эти твердые коммунальные отходы: от жилых домов, от нежилых зданий, от заводов, производства и так далее; куда они вывозятся и как они утилизируются.
Во-вторых — это создание комплексов по переработке отходов. В экологической программе страны четко прописано, что отходы должны максимально сортироваться, и все, что полезное в них находится, вторично применяться. А захораниваются только инертные части, которые не загрязняют окружающую среду. Соответственно, в нашу задачу входит обеспечение этой прозрачности с точки зрения вывоза твердых коммунальных отходов, информации, куда какая машина едет, транспортирование до объектов размещения, а также строительство КПО.
В 2023 году основное внимание мы сосредоточили на развитии и модернизации существующей инфраструктуры обращения с отходами. До начала реформы контроль над потоками отходов отсутствовал, что приводило к образованию несанкционированных свалок. Одной из задач регионального оператора было наладить систему обращения с отходами в Санкт-Петербурге, сделать ее более четкой и прозрачной. Нами была проведена большая работа по оптимизации системы своевременного вывоза ТКО, урегулированы все вопросы, связанные с работой спецтехники, налажен полный контроль за всеми отходами, образующимися на территории Санкт-Петербурга.
Сейчас мы контролируем все контейнерные площадки в режиме реального времени, знаем, что вывезено, как, когда, куда и кем. Знаем весь дальнейший путь отходов. Большая работа сделана во взаимодействии с УК, с дворниками, без которых невозможно поддерживать чистоту. Обращение с ТКО - такая же важная коммунальная услуга, как подача электроэнергии и водоснабжение. Вывоз и утилизация отходов неотъемлемая часть жизнеобеспечения города.
Большое внимание уделяется внедрению системы раздельного накопления отходов. По данным на 14.12.2023 на территории Санкт-Петербурга подрядчиками регоператора инфраструктурой РНО были оснащены 4222 контейнерные площадки, на которых установлено 8641 специализированных контейнеров.
Одно из ключевых направлений деятельности Невского экологического оператора в 2023 году – реализация проектов по строительству комплексов по переработке отходов.
Невским экологическим оператором запланировано строительство пяти комплексов по переработке отходов: 2 в Санкт-Петербурге и 3 в Ленинградской области. На данный момент все проекты КПО находятся на разных стадиях реализации.
Технология, планируемая к реализации на данных предприятиях, предполагает четырехступенчатую обработку отходов. На первом этапе будет произведена автоматическая сортировка различными сепараторами с выбором рентабельных к реализации полезных фракций: ПЭТ, алюминий, железо, стекло, полиэтилен, полипропилен, макулатура. На втором - выборка и переработка (компостирование) органических отходов для производства техногрунта. На третьем этапе – выделение отходов, пригодных для производства RDF-топлива (альтернативный вид топлива, изготавливаемый из твёрдых бытовых отходов). На четвертом этапе неперерабатываемые отходы (хвосты), которые неизбежно появляются после сортировки, будут направлены на объекты размещения.
А как вообще в мире решается вопрос с отходами?
По-разному. Например, в центре Вены стоит мусоросжигательный завод и там абсолютно нормально можно около него гулять. Мы к сжиганию пока относимся настороженно, рассматриваем различные технологии. В первую очередь, нас интересует именно отбор полезного вторсырья, так как это поможет значительно сократить объем отходов, направляемых на захоронение. Вторая вещь, самая негативная, что есть в мусоре - это органическое соединение, которое вступает в реакцию с различными элементами и получается огромный ущерб для экологии. А вот пластик прессуется, и отправляется на производство. Из переработанного пластика можно делать техно-ткани и даже одежду.
Хорошо, давайте тогда поговорим о том, какую роль во всей этой истории играет цифра, чем важны ИТ?
Наверное, с точки зрения ИТ, в первую очередь, необходимо было построить прозрачную систему мониторинга наших подрядчиков, Город сейчас обслуживает в день более 400 мусоровозов, которые объезжают более 27 тысяч контейнерных площадок. И нам необходимо полностью контролировать наших подрядчиков, которые ездят по районам, и быть уверенными, что они выполнили ту услугу, за которую получают деньги. Поэтому мы долго выбирали систему, с которой будем работать. Выбирали из представленных на рынке отечественных решений. В итоге остановились на комплексной системе, в которой первый модуль – это учет и автоматизация транспортных средств. Второй модуль – он про блок договорной работы, где можно заключить договор с потребителями и вести взаимодействие с ними. И третья часть, она сейчас в планах, модуль взыскания с потребителей, с тех, кто не платит.
Наверное, самое интересное – это транспортирование, потому что у всех перевозчиков на транспортных средствах в обязательном порядке стоят блоки ГЛОНАСС. То есть у нас каждую машинку можно проследить, где она была в какой-то момент времени, где она, например, совершила какую-то незапланированную остановку, доехала ли она до нужной контейнерной площадки или не доехала, куда она отвезла в итоге отходы, и какой объем отходов она сгрузила с этих контейнерных площадок на тот или иной объект размещения ТКО, либо сортировочную станцию, либо перегруз. Также у водителей есть телефон или планшет, на котором стоит наше мобильное приложение - то есть контрагент платит именно за то, сколько кубов он вывез, а мы тоже можем это проверить и провалидировать. Система позволяет выявлять проблемы с невывозом, например, если не смог подъехать к контейнерной площадке, потому что там были запаркованы машины. И получается, что здесь мы должны сразу же сообщать об этом в администрацию, потому что не выполнили эту услугу не по нашей вине. Если обнаружен, допустим, строительный мусор, который запрещено выбрасывать в контейнерные баки, тоже нужно фотографировать, составлять акты о том, что такая проблема существует. И это город должен ее решить, город, или ТСЖ, или управляющая компания, которая этим занимается. Плюс, мы сейчас делаем интеграцию с объектами сортировки, обработки и так далее, чтобы у нас информация весовых комплексов, когда приезжают на взвешивание, подтверждалась тем, что машина находится по ГЛОНАСС в конкретном месте, и соответственно, водитель вводит данные, фотографирует табло, и параллельно с этим в электронном виде приходит информация о том, сколько у него было по весу документально загруженных отходов.
Что входит в ваши задачи как ИТ-директора?
Полное сопровождение всех ИТ-процессов, которые идут в организации. Также в мои задачи входит автоматизация и цифровизация тех процессов, которые можно автоматизировать, в рамках бюджета. Это сопровождение от рабочих станций до серверов, от ИТ-систем до систем, которые следят за мусоровозами в том числе. Да, чуть не забыл еще сказать про информационную безопасность. И здесь огромная задача сделать так, чтобы бизнес работал, а информационная безопасность соблюдалась. С точки зрения как и регламентной части, так и фактической безопасности.
Очень часто в последние годы, заказ на цифровизацию поступал снизу. То есть приходили руководители тех или иных департаментов и говорили, нам надо сделать это, это и вот это. И ИТ-директор, собственно, эту инициативу приветствовал, далее все обсуждалось с руководством и принималось решение о том или ином внедрении. Как у вас происходит? Откуда идет инициатива у вас? Приходят ли к вам руководители подразделений?
Обычно я прихожу и говорю, коллеги, давайте мы посмотрим тот или другой пилот, попробуем. Потому что, конечно, все-таки отрасль достаточно специфическая. И многие отвечают: «Зачем нам ИТ? Мы и так справимся». Некоторые думают, а если мы сейчас внедрим эту ИТ-систему, у нас могут сократить штат. То есть приходят, конечно, некоторые коллеги, просят нас какие-то моменты автоматизировать. Но часто бывает, что они сами не понимают, что они хотят автоматизировать и зачем. Поэтому у меня первый вопрос: вы хотите сделать доработку какой-то системе или новую систему? А зачем, какой будет эффект от автоматизации? Этот вопрос ставит их в ступор, обоснования нет. Я их прошу сначала объяснить, зачем и кому это требуется? Потому что, к сожалению, иногда бывает ситуация, когда люди хотят сделать какую-нибудь ИТ-систему или какую-нибудь доработку к системе, и не могут объяснить, зачем она им нужна. Например, нас просили сделать одну функцию в системе. Я долго спрашивал, зачем, но они не смогли объяснить. Вышли на генерального директора, а мне это спустилось. Я говорю, хорошо, давайте сделаем. Но давайте мы сначала посчитаем, сколько будет стоить данная доработка. А когда они узнают стоимость, то сразу задумываются над целесообразностью, у них на этой задаче один человек и делает это раз в месяц. То есть всегда надо смотреть либо экономический эффект от доработки, либо репутационный.
Есть ли у вас собственная разработка или вы покупаете решения на рынке?
Изначально, когда я пришел в компанию, то хотел, чтобы максимально всё было отдано на аутсорсинг. Сопровождение рабочих мест, сопровождение МФУ, серверов – это всё внешние контрагенты. Управление по информационным технологиям в компании у нас представляют руководители проектов, руководители направлений, аналитиков и отдельно служба информационной безопасности. А разработчиков двое. Один сейчас активно занимается переписыванием макросов с Excel на Р7-Офис и автоматизацией процессов, потому что выяснилось, что в процессе работы коллеги успели написать некие макросы. А второй - это даже в большей степени системный аналитик, который автоматизирует процессы, определенные вещи небольшие дописывает по взаимодействию с внешними системами. Это 1С и наши внутренние системы по договорной работе и по выставлению платежей.
У вас очень специфичная отрасль, она немногочисленная. Решений для ретейла, гостиничного бизнеса или для строительства можно найти огромное количество. А как ищете вы?
Что нужно региональному оператору для осуществления своей деятельности? По сути нужны биллинговая система ведения договоров и система, которая отвечает за отслеживание транспорта. Поэтому, в принципе, здесь можно взять любую систему, например логистики у перевозчиков, любую биллинговую систему и прицепить к ней еще документооборот с шаблонами. Это можно собрать и на коленке. Но мы не приверженцы такого подхода, потому что хотелось все-таки получить всё в едином комплекте - чтобы было меньше проблем с интеграцией. Так как любая дополнительная интеграция может нести риски.
Раз уж мы заговорили об интеграции, как с городскими системами интегрируетесь?
Мы обязаны передавать треки в Региональную навигационно-информационную систему, соответственно, у нас вся информация по транспортным средствам уходит коллегам в ИАЦ. И эта же информация передается в систему ППК РЭО, организацию, обеспечивающую реализацию норм законодательства в области обращения с ТКО в РФ, по сути, главный регоператор, который отвечает за всех остальных.
Какие системы вы используете для сбора, обработки и анализа данных о движении и переработке отходов?
Это как раз наша профильная система, трехмодульная. Мы ее увидели в Иркутске, она там применялась уже три года до того, как мы стали региональным оператором. Коллеги тоже долго выбирали систему на рынке. Потом решили написать ее самостоятельно, а далее начали предлагать свое решение другим. Мы с ними очень плотно взаимодействуем. Бизнес-анализ происходит на нашей стороне, а на их стороне уже работают системные аналитики и разработка. Это облачное решение, мы используем их систему, но база данных наша, которую нам создали они.
Сейчас очень много говорится о том, что данные – это новая нефть. С какими типами данных вы работаете? И насколько для вас значимо понятие данных?
Здесь я с вами полностью соглашусь, и очень интересно прослеживается корреляция по данным. Например, в Курортном районе летом намного больше становится твердых коммунальных отходов из-за миграции населения. Мы как раз рассматриваем на следующий год систему аналитической отчетности для того, чтобы понимать, какие данные у нас есть. Мы сейчас храним по сути информацию о том, когда мусоровоз приезжал, сколько он забрал твердых коммунальных отходов, от кого он забрал, какие отходообразователи туда привязаны, куда он эти отходы отвез. Но для того, чтобы применять большие данные, здесь все-таки нужна, во-первых, аналитическая система, для того чтобы это обрабатывать, а, во-вторых, нужно отслеживать уже тенденции и что кому может быть интересно в этой части. Коллеги приводили пример: они на основании больших данных видят, что у квартиры сменился собственник. И они, соответственно, говорят этому собственнику: «Вам, наверное, нужно будет ремонт делать, вам, наверное, нужно будет дополнительно вывезти строительный мусор?» И предлагают такую услугу уже платно. Это пример работы с большими данными. Пока мы до этого еще не дошли, потому что все-таки нужно сначала выстроить актуальные текущие бизнес-процессы. Из тех идей, которые мне тоже нравятся, это уберизация процессов, то есть это, допустим, привлечение каких-то подрядчиков, которые могут оказывать услуги на общем портале. Я уже эту идею начал озвучивать, но пока, к сожалению, не так все быстро делается, сейчас активно закрываем только второй год работы, и нужно больше автоматизировать внутренние процессы, чем выходить на какие-то новые инновационные вещи.
Какие проекты в этом году были особо интересными?
В прошлом году мы запускали все наши системы. Это было очень непросто и нужно было сделать так, чтобы это работало. Потому что это и новые пользователи, и новые вызовы. Соответственно, в этом году идет уже оптимизация техпроцессов, которые были внедрены. Также активно занимались вопросами информационной безопасности в обществе. Наверное, из таких значимых проектов, которые, по сути, растягиваются с этого на следующий год, это был выбор российских решений, на которые мы будем переходить. Долго выбирали, долго смотрели, потому что все, конечно, решения, скажем так, имеют ряд минусов. Приведу пример.
На одной конференции проходит обед. Есть столы, приборы, еда. Но столы низкие, а стульев нет. И получается, что приходится, отрезая кусочек, думать: тебе нужно ножик положить и тарелку поднести к лицу или наклониться к столу? И как не забрызгать рубашку? То есть, наверное, российские решения, они на текущий момент похожи на что-то подобное. Вроде, в принципе, всё есть, но несколько неудобно. Или, может быть, непривычно. Наверное, как-то так.
Но все-таки выбрали ряд решений. В следующем году планируем их запускать и внедрять. Хочу сказать, что российские решения - это решения не вендоров, а партнеров. Когда мы становимся частью той команды, которая их разрабатывает. И здесь очень важно, чтобы с коллегами, чьи решения ты купил, были хорошие отношения, потому что если «вот мы вам продали коробку и мучайтесь с ней сами», то это никогда не заработает.
Какие тенденции, на ваш взгляд, будут определять следующий год в сфере ИТ?
Будет активное импортозамещение. Это будет тяжело, непросто, на это будет тратиться много времени и, в том числе, денег. Но это, наверное, такой первый тренд. А второй тренд - активно будет развиваться информационная безопасность, потому что если полтора года назад, когда все началось, были атаки каких-то небольших молодых хакеров, которые пытались где-то напакостить, то сейчас это уже целенаправленные существенно большие атаки, которые нацелены на то, чтобы причинить вред государству, компаниям, и гражданам, которые пользуются инфраструктурами. А если будет оставаться время на что-то еще, мне кажется, очень интересно, конечно, развитие, искусственного интеллекта. Хоть я очень не люблю это слово, но все-таки его применю в данном случае. Потому что эта тенденция показывает огромный потенциал развития. И к чему это приведет, наверное, пока мало кто понимает и знает. Потому что это все-таки достаточно страшно, если не научиться правильно контролировать. Но при этом тот же ИИ конечно, очень сильно может упростить жизнь.
Опубликовано 27.12.2023