Вэбинар или Конгресс? Личное мнение
Жаловаться некому, никто нас не обязан
лечить, как и мы никому не обязаны жить.
М. Жванецкий
В сегодняшнем, изобилующем информацией мире, очень тяжело понять, откуда и каким образом можно получить качественные и необходимые сведения о чем-либо. Техника и технологии меняются с быстротой проходящего курьерского поезда, производители продуктов и услуг ищут новые и эффективные способы быстрой доставки информации до потребителя. Мегатерабайты данных находятся в глобальной Сети, но их поиск и использование тоже имеют определенные ограничения. Весь этот информационный поток является ежедневным рационом ИТ-директора. Как отделить «зерна от плевел»? Как отсортировать только качественную, т.е. объективную «пищу для ума»? Давайте попробуем разобраться.
Вэбинар или семинар через Интернет
С некоторых пор стало модным проводить вэбинары. Еженедельно в почте я получаю предложения зарегистрироваться и подключиться к очередному такому мероприятию. Вот как пишет г-н Пичугин из компании IDS Scheer: «Замечательный инструмент — Webex (или, как еще говорят, вебинар). Сел перед микрофоном, налил чайку, открыл на компьютере презентацию, и — вперед». Действительно, с точки зрения желающего донести информацию, просто мечта. На лицо одни удобства и ничего при этом не надо: никаких затрат, аудитория — гипотетически — многомиллионная. Только вот «чего-то в супе не хватает», однобокая какая-то ситуация. Наверное, идеально она подходит для школьников, летящих на Альфа Кассиопею и вынужденных таким образом получать среднее образование. Не правда ли, похоже на «Английский за 5 дней»? Ведь понятно, что ни за 5 дней, ни за другое время без труда и практики вы английский не выучите. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Дополнительной проблемой является то, что ни квалификацию лектора не проверить, ни корректного on-line вопроса-ответа не получить. Слушай, верь, внимай и запоминай. Возможно, из-за этого (а возможно, и нет) распространенность данного вида передачи информации и посещение таких мероприятий невелико. Статистика, собираемая ИТ-сообществом, свидетельствует об очень незначительном количестве подключений и их кратковременности. Не будем строить догадки, почему так происходит. Несомненно, вэбинар, как инструмент доставки информации, действительно интересен, но им нужно уметь пользоваться с обеих сторон монитора. На мой взгляд, есть еще один момент, существенно снижающий интерес к подобным мероприятиям — отсутствие живого общения. Коммуникации необходимы любому человеку хотя бы просто для того, чтобы ощущать себя сопричастным, чтобы иметь возможность определить свой уровень по отношению к окружающим. Неужели есть люди, которые променяют живое общение на профильном мероприятии среди своих коллег на одинокое сидение за рабочим ПК при бегающих сотрудниках и звонящих телефонах?
Если развивать тему вэбинаров и представить недалекое будущее, то нужно постараться избежать массового «вэбинарного гипноза». И тут уместно вспомнить слова классика: «…Значит, вот так: ветер двинул, брызги, лежишь мокрый — ну полное ощущение. И тут начинается: горизонт вверх, горизонт вниз, прямо разрывает. От телевизоров — рычаги к кроватям. Операторы на студии управляют всеми кроватями, пока людей просто выворачивать не начинает. Ну, по сто квартир в доме, и все плывут в Австралию. Если очень плохо — сошел с кровати, и все, но впечатление потерял. А тут крики чаек из кухни, кто-то кусает из динамика…» (М. Жванецкий)
Конгресс или площадка для общения
ИТ-сообщество — одно из самых больших организованных сообществ в России. Что сближает нас? Что заставляет нас после тяжелой работы идти не домой, а в свой Клуб, где можно просто поболтать и рассказать о своих рабочих проблемах? В общем случае — чтобы получить то необходимое нам общение среди равных, где никто не будет тебя «парить» ненужными предложениями и теоретическими изысканиями, а по-дружески помогут решить проблему. Что такое Клуб и для чего он есть, уже написано немало, и, судя по динамике развития (17 клубов за 5 лет), нам может позавидовать любая бизнес-компания.
Но общение в Клубе не всегда может удовлетворить амбиции ИТ-директора, возрастающие потребности в общении и получении знаний. Для таких целей создано мероприятие под названием «ИТ-Конгресс». Самые крупные Конгрессы проводятся, без сомнения, в Москве и Питере, но уже подтягиваются и остальные: Нижний Новгород, Екатеринбург, Ижевск, Ростов. Уровень общения на Конгрессе, несомненно, выше, чем на клубном мероприятии, мы можем сравнивать себя уже на межрегиональном уровне, ну, а контакты? Основная масса активных членов ИТ-сообщества давно уже использует именно межрегиональные связи — как для решения возникающих проблем, так и для получения информации об используемых технологиях и качестве поставщиков ИТ-товаров и услуг. И это не говоря про то, что мы просто дружим. Итак, по мнению ИТ-сообщества, Конгресс — это слет наиболее продвинутых и активных представителей своей отрасли, которые хотят общаться и дружить, давать и получать информацию, очищенную от «белого шума» и имеющую практическое применение.
А вот мнение уже упоминавшегося г-на Пичугина из компании IDS Scheer: «Посмотрите на Конгрессы, которые устраивают CIO-клубы. В этом году мы участвовали в двух таких — «Уральские самоцветы» под Екатеринбургом и «Белые ночи» в Питере. Хорошо, если на эти титульные мероприятия приходила половина от числа зарегистрировавшихся ИТ-директоров. А то и меньше. Спонсоры платят немалые взносы, тратятся на дорогу, а выступать приходится перед скромной аудиторией. Для спонсоров, которых организаторы активно раскручивают на деньги, эффективность участия в их мероприятиях оказывается сомнительной».
Я не буду приводить положительные отзывы участников и партнеров ИТ-Конгрессов, которые участвуют в этих мероприятиях, скажу только, что суммы, на которые, по мнению г-на Пичугина, «раскручивают спонсоров», сравнимы с одной зарплатой ИТ-директора. Что такое зарплата одного сотрудника в рамках уважаемой компании, мы себе можем представить. Конечно, можно сделать ИТ-Конгресс открытым, приглашать и зазывать на него всех, кого ни попадя. Собрать большую, но не профильную аудиторию можно, а зачем? Для галочки сотрудника спонсора перед руководителем? Мол, я выступил и рассказал о наших технологиях сотне слушателей? Несомненно, количественный показатель существенен, но он не главный в данном случае. Считаю, что лучше качественно общаться с тремя реальными покупателями, чем «вэбинарить» на миллионную аудиторию. Но и тут есть проблема: чтобы разговаривать с нами напрямую, надо иметь элементарные навыки общения и быть, как минимум, специалистом. Видимо, именно этого некоторым товарищам и не хватает. Может быть, мне провести вэбинар на тему: «Как общаться с ИТ-директором»? Опять хочется процетировать классика, ведь наш колхоз — дело сугубо добровольное: «Лечение стоит дорого, но можно и не платить... Нянечкам, сестрам обычно что-то платят, но они ухаживают и так. … Но можно этого и не делать, если вас не интересует результат...» (М. Жванецкий)
Эпилог. В чем сила, брат?
Чтобы что-то выбрать, надо что-то с чем-то сравнить (народная примета). Кто, что и для чего выбирает? Ответить на этот вопрос нам опять поможет г-н Пичугин, сравнивающий CIO-Конгресс «Белые Ночи» с проведенным им вэбинаром: «И заметьте, все общались друг с другом со своего рабочего места, и никому это ничего не стоило. Провести еще один такой же онлайн семинар можно хоть через неделю (если нужно, конечно). Сравним эффективность с участием в «Белых ночах».
Не вопрос, конечно, сравним! Вот только что именно? Для сравнения нужны сопоставимые показатели, а количественные, приведенные г-ном Пичугиным, не могут быть признаны таковыми. К тому же, я уверен, что каждый адекватный человек, как представитель компании, принимает то или иное решение, используя параметры эффективности, необходимости (стратегические и тактические приоритеты), стоимости, результативности и проч. Можно, конечно попытаться соотнести 2 кг колбасы и аэробус, но зачем? Вот и я, рассуждая о приоритетности, необходимости и результативности вэбинаров и Конгрессов, прихожу к выводу, что и то, и другое имеет право на существование, если оно кому-то нужно. Проводить сравнение абсолютно разных мероприятий некорректно просто по определению, а вот отсутствие результата после мероприятия свидетельствует только о неумении участника получать тот самый результат, что в равной степени относится и к вэбинару, и к Конгрессу. Только вы сами можете воспользоваться предложенными организатором возможностями, и только вы сами можете получить результат от их использования для себя и своей компании.
В заключение снова позволю себе процитировать Михал Михалыча, ибо самое ценное, что мы приобретаем со временем — это опыт, опыт общения, опыт участия и использования инструментария, предоставленного нам технологиями и организаторами.
«Ничто так не приободряет человека, как личный опыт... Билеты у спекулянта взял в кино. Оказалось, на вчера, в другом городе и не в кино, а куда-то в планетарий. Черт с ним. Но опыт приобрел. Теперь дудки меня объедешь... Теперь билеты — намертво! Пока сам не обожжешься, никто тебе не докажет.» (М. Жванецкий)
Опубликовано 13.07.2010