Прыжок в тропосферу

Логотип компании
Для многих представителей крупного бизнеса риски возможной потери информации перекрывают всю потенциальную выгоду от использования SaaS.
Несмотря на изрядный скепсис со стороны бизнеса в отношении облачных вычислений, этот рынок демонстрирует грандиозный рост — по крайней мере, в исследованиях отраслевых аналитиков. А в ногу с этим трендом в облака стремительно рвется индустрия программного обеспечения: по прогнозам IDC, ежегодный прирост объема рынка SaaS (Software as a Service — «ПО как услуга») в период с 2010 по 2015 год составит более 100%.

По данным исследования Edge Strategies, пока в рамках использования модели SaaS большинство компаний в основном фокусируется на почтовых сервисах, инструментах для удаленной совместной работы, а также приложениях для бухгалтерии и финансовых департаментов. Однако аналитики предсказывают, что в ближайшие годы в России станут востребованными и более сложные бизнес-приложения, такие как CRM и ERP.

«Главное изменение последних лет — начало движения облаков из презентаций на ИТ-конференциях к реальным потребителям», — считает Дмитрий Торшин, генеральный директор «Юниклауд Лабс» (группа компаний «АйТи»). По его словам, процесс внедрения и распространения SaaS-сервисов способствует росту этого рынка на сотни процентов в год, а число реальных организаций, применяющих данную модель потребления ПО, уже измеряется тысячами. По оценке Дмитрия Торшина, к этому привело прежде всего значительное развитие функциональных возможностей SaaS-сервисов, а также рост скоростей интернет-доступа и драматическое падение цен на него — в особенности на мобильный доступ. При этом наиболее востребованными SaaS-сервисами были и остаются те, которые помогают выстраивать взаимоотношения и коммуникации между пользователями. Отсюда популярность приложений, поддерживающих социальные сети и постепенное распространение виртуальных офисных АТС.

Заметен на рынке интерес к системам, решающим насущные проблемы малого бизнеса: например, к онлайн-бухгалтерии или к онлайн-инструментарию для подготовки финансовой отчетности. «Спрос на облачные IP-АТС, CRM и решения для бухучета наблюдается в кругу компаний сектора SMB со штатом до 40 человек», — уточняет Владимир Толмачев, руководитель проектной практики Microsoft компании «СИТРОНИКС Информационные технологии». По мнению Дмитрия Красюкова, заместителя генерального директора компании SAP СНГ, в русле текущих трендов в ближайшее время можно прогнозировать значительный рост доли спроса на SaaS-решения для управления персоналом.

Голый энтузиазм

Основным двигателем прогресса рынка SaaS пока что является энтузиазм разработчиков и поставщиков программного обеспечения, которые разглядели в облачной модели распространения ПО мощный источник дополнительного дохода. «В последние годы крупные вендоры активно продвигают модель SaaS и IaaS, а такая мощная маркетинговая машина не может не генерировать спрос, другое дело, что создан он искусственно и не сравнится с тем спросом, который образуется без «подкормки»», — считает Владимир Толмачев, руководитель проектной практики Microsoft компании «СИТРОНИКС Информационные Технологии».

Однако подталкивание заказчиков в сторону облаков приносит свои плоды. По словам Андрея Довганя, руководителя направления General CRM группы компаний Terrasoft, его опыт свидетельствует о том, что интерес к подобным решениям в нынешнем году достаточно высок, в особенности у малого и среднего бизнеса. «Честно говоря, когда мы выводили SaaS-решения на рынок, то даже не ожидали такого спроса. Несмотря на существующие предрассудки, рынок облачных технологий в России развивается очень активно. Поэтому вопреки распространенному скептицизму мы, в частности, верим, что именно за SaaS будущее российского рынка CRM», — отмечает Андрей Довгань.

По мнению Дмитрия Торшина (группа компаний «АйТи»), отношение к облакам в России остается неоднозначным, но при этом уже практически не осталось компаний, которые не знают о них и не ведут соответствующих пилотных проектов. Даже в конкурсах крупных федеральных компаний при выборе ИТ-решений одним из критериев оценки зачастую является наличие его облачной версии. «Движение в облака пока еще неправильно называть на 100% массовым, но передовые компании уже рассматривают SaaS как важный и необходимый элемент своих ИТ-стратегий», — подчеркивает Дмитрий Торшин.

Хорошо забытое старое

Постепенный переход пользователей ПО на SaaS облегчается для компаний тем, что все они в той или иной мере уже давно используют данную модель, зачастую не отдавая себе в этом отчет. «Когда про облака и SaaS говорят как про что-то очень новое и непознанное, я всегда предлагаю вспомнить о том, что все уже давно пользуются онлайн-сервисами электронной почты, общаются через Skype и имеют аккаунты в социальных сетях — а все это и есть не что иное, как консьюмерские SaaS-приложения», — отмечает Инна Ожогина, эксперт по развитию бизнеса компании SAP СНГ.

«Если говорить о наших продуктах, то для нас все началось с почтовых сервисов на базе Microsoft Exchange Server, которые предоставляли клиентам наши партнеры из своих локальных дата-центров. Рынок SaaS начался с этой услуги неслучайно: практически все частные пользователи давно знакомы с онлайновыми, то есть облачными, почтовыми сервисами, такими как Hotmail.com или Mail.ru, поэтому им было легко начать использовать почту из облака для бизнеса», — комментирует Александра Паришева, менеджер по связям с общественностью компании Microsoft в России.

По словам Дмитрия Торшина («Юниклауд Лабс»), в России рынок специально созданных под модель SaaS бизнес-приложений начинался с инструментов, ориентированных на совместную работу сотрудников небольших компаний, а также на управление бухгалтерией и обеспечение корпоративных коммуникаций. Давно существующие и активно использующиеся бизнесом электронные торговые площадки, по оценке Инны Ожогиной (SAP), тоже можно отнести к разновидности SaaS-сервисов. Однако в последние годы данный рынок развивается в направлении решения более сложных бизнес-задач — в частности, в сторону CRM-систем и решений для управления персоналом, а также решений для управления закупками и систем бизнес-аналитики. Наблюдается и все более тесная интеграция SaaS с мобильными решениями, социальными сетями и технологиями класса Big Data, предназначенными для обработки больших объемов данных. По прогнозам SandHill Group, совокупность этих трендов в будущем окажет даже большее влияние на развитие ИТ-отрасли и экономики в целом, чем в свое время Интернет.

Приступ доверия

По мнению Андрея Довганя (Terrasoft), одним из кардинальных изменений на отечественном рынке облачных сервисов в последние несколько лет стал рост доверия к SaaS-технологиям, хотя еще какие-то два-три года назад в России преобладало очень осторожное отношение к ним. Тогда основным фактором, препятствовавшим развитию рынка SaaS, были массовые фобии заказчиков в отношении безопасности и сохранности данных. «Теперь ситуация меняется в лучшую сторону, поскольку многие компании осознают, что их опасения беспочвенны: крупные провайдеры обеспечивают хранение данных в промышленных ЦОДах, гарантирующих высокий уровень безопасности и доступности данных», — констатирует Андрей Довгань. К тому же, по его словам, на рынке уже доступны SaaS-приложения, которые можно развернуть на площадке клиента. При таком подходе сохраняются все преимущества модели SaaS, но информация физически хранится на серверах использующей ее компании.

 «Рынок SaaS в России активно развивается: появляется много новых интересных предложений как от крупных международных вендоров, которые видят готовность локального рынка к восприятию облачных решений, так и от отечественных сервис-провайдеров, постоянно расширяющих и усовершенствующих портфель предлагаемых сервисов», — вторит коллеге Инна Ожогина (SAP). По ее оценке, этому способствует активное развитие инфраструктуры, необходимой для функционирования SaaS: в крупных российских городах и за их пределами строятся новые центры обработки данных, становится более доступным и качественным широкополосный Интернет.

В части развития спроса на SaaS, по словам Инны Ожогиной, тоже наблюдается положительная динамика, хотя и не такая значительная, как хотелось бы: многие клиенты все еще присматриваются к облачным сервисам и тестируют их, но уже демонстрируют гораздо большее доверие и понимание преимуществ этой модели для бизнеса. «В России, как и во всем мире, главными тормозами развития модели SaaS остаются безопасность и надежность. Поэтому там, где такие показатели критичны, SaaS-сервисы не развиваются настолько быстро, насколько могли бы: например, сдерживающим фактором развития онлайн-бухгалтерии до сих пор остается страх того, что она может в любой момент быть проверена кем-то извне», — отмечает Дмитрий Торшин («Юниклауд Лабс»).

Из-за таких предрассудков и стереотипов, по словам Владимира Толмачева («СИТРОНИКС Информационные Технологии»), и сегодня остаются заказчики, которые предпочитают быть уверенными, что все данные лежат у них «под столом». В частности, для многих представителей крупного бизнеса риски от возможной потери бизнес-информации до сих пор перекрывают всю потенциальную выгоду от использования SaaS. «Это подтверждается нашей проектной практикой в крупных компаниях: здесь применение SaaS сводится к спорадическим экспериментам», — констатирует Владимир Толмачев. В то же время, по его словам, уже существуют компании, для которых SaaS является неотъемлемой частью бизнеса.
Александра Паришева (Microsoft) объясняет это постепенным достижением ИТ-зрелости, характеризующей высокий уровень конкуренции на рынке, которая требует от компаний повышения эффективности деятельности и снижения издержек. «В условиях нынешней экономической ситуации все больше руководителей задумывается о том, как оптимизировать внутренние бизнес-процессы компаний без существенных затрат. Именно поэтому все больше компаний испытывают на себе облачные технологии и, как правило, остаются довольными результатом», — поясняет Александра Паришева. Исследование отношения малого и среднего бизнеса к облачной модели потребления ИТ, проведенное по заказу Microsoft, показало, что руководители компаний всерьез задумываются об использовании облачных технологий, а те, кто уже делает это, отмечают, что в их бизнесе произошли значительные перемены к лучшему: 59% респондентов заявили, что бизнес стал более продуктивным, 57% отметили экономию издержек, а 24% опрошенных убеждены, что благодаря облачным технологиям их компании стали более инновационными. Причем 52% владельцев среднего и малого бизнеса в России считают, что в самом ближайшем будущем облачные платформы и технологии станут основой ИТ-инфраструктуры их компаний.

Насущная экономия

Одним из главных преимуществ SaaS для бизнеса с момента зарождения этого рынка провозглашалась оптимизация расходов на ИТ и снижение совокупной стоимости владения ПО. Однако зачастую такая экономия достигается не в лоб, за счет разницы в стоимости SaaS-решений и традиционного ПО, а благодаря оптимизации бизнес-процессов или более эффективному расходованию ресурсов. В качестве примера, подтверждающего справедливость данного тезиса, Владимир Толмачев приводит использование Microsoft Lync в проектной практике Microsoft в компании «СИТРОНИКС Информационные Технологии». По его словам, целью проекта стал поиск оптимального инструмента для коммуникации сотрудников, которые проводят большую часть рабочего времени вне офиса — на встречах с заказчиками. При этом его нужно было внедрить, не погрязнув в бюрократиии обойдясь без существенных изменений в ИТ-инфраструктуре компании.

«Мы купили сервис через Microsoft Online Services и уже через неделю использовали его по подписке. Теперь, когда к нам приходят новые сотрудники, мы просто докупаем лицензии на них, что и есть отличный пример эластичности SaaS», — подчеркивает Владимир Толмачев. По его словам, основная выгода от применения данного решения заключается в экономии времени сотрудников, за счет чего компания получает ощутимы возврат от инвестиций. «Около часа в неделю у сотрудников высвободилось только благодаря тому, что они теперь тратят меньше времени на поездки в офис ради работы с документами или совещаний. По нашим расчетам в год каждый сотрудник экономит благодаря этому 54 часа», — рассказывает Владимир Толмачев.

Другой жизненный пример приводит Александра Паришева: в августе нынешнего года группа компаний «Связной» перевела корпоративную почту в облачную среду Microsoft Office 365. Использование облачного сервиса Microsoft Exchange Online для развертывания 11 тыс. почтовых ящиков позволило не только увеличить их размер в десятки раз, но и сократить совокупную стоимость поддержки корпоративной почты более чем вдвое. По предварительным оценкам, экономия расходов на поддержку корпоративной почты достигнет $600 тыс. в год. Помимо этого, использование облачного сервиса позволило «Связному» высвободить ресурсы собственного ЦОД, тем самым повысив производительность критических для бизнеса приложений.

ИТ по-новому

Дмитрий Красюков, заместитель генерального директора компании SAP СНГ, подчеркивает, что SaaS, или ПО как услуга — это, прежде всего, другая модель использования ИТ. Она избавляет клиента от необходимости покупать ПО и оборудование и реализовывать масштабный проект внедрения приобретенного решения со значительными модификациями и доработками «под себя». Кроме того, клиенту не нужно самостоятельно организовывать службу поддержки данного решения, поскольку он приобретает у сервис-провайдера услугу, предусматривающую все перечисленные выше компоненты. Однако, по мнению Дмитрия Красюкова, достичь экономических преимуществ от применения SaaS клиенты могут лишь с помощью стандартных и легко масштабируемых приложений, которые должны без излишних сложностей интегрироваться с решениями, размещенными на стороне клиента или в других облаках. В противном случае экономические преимущества от использования облачных сервисов сводятся на нет.

Помимо экономии Андрей Довгань (Terrasoft) отмечает такое преимущество SaaS, как быстрое начало работы с сервисом и возможность предварительного тест-драйва. «SaaS меняет общие подходы к ведению бизнеса: ПО как сервис предоставляет возможность пользоваться им удаленно в любой точке мира, а значит, ускорить работу с данными и принятие решений и, как следствие, быть более продуктивным», -— подчеркивает Андрей Довгань.

При этом Дмитрий Торшин («Юниклауд Лабс») отмечает, что SaaS далеко не всегда является более дешевым решением в сравнении с традиционной моделью потребления ПО. Это подтверждает ценовая политика Microsoft: стоимость «коробочной» версии пакета офисного ПО с бессрочной лицензией сопоставима со стоимостью подписки на облачную версию пакета сроком всего на 1 год. «В случае длительного использования облачные сервисы обходятся даже чуть дороже, чем обычное ПО, если пересчитать затраты на них на несколько лет вперед», — считает Дмитрий Торшин. Зато пользователи получают свободу доступа к данным, а администраторы — централизованное управление настройками действующего ПО, хранение корпоративных данных в защищенных дата-центрах, а также возможность быстрого приобретения дополнительных лицензий для новых сотрудников и деактивации старых лицензий для уволенных, чего не позволяет ни одно «коробочное» решение.

«Не будем также забывать и об информационной безопасности: поставщики облачных сервисов, как правило, имеют хороший штат квалифицированных специалистов в данной области, которые далеко не всегда по карману средним, а тем более небольшим компаниям», — добавляет Александра Паришева (Microsoft). Кроме того, по ее мнению, централизация способствует более эффективной защите данных. А в совокупности все вышеперечисленные факторы позволяют компаниям, использующим SaaS, сосредоточиться на ключевых бизнес-задачах, не отвлекаясь на непрофильные для них информационные технологии.

Комментарии:

Дмитрий Торшин, генеральный директор ООО «Юниклауд Лабс» (группа компаний «АйТи»):
Главное изменение последних лет – начало движения облаков из презентаций на ИТ-конференциях к реальным потребителям.

Владимир Толмачев, руководитель проектной практики Microsoft компании «СИТРОНИКС Информационные технологии»:
Для многих представителей крупного бизнеса риски от возможной потери бизнес-информации до сих пор перекрывают всю возможную выгоду от использования SaaS.

Дмитрий Красюков, заместитель генерального директора компании SAP СНГ:
SaaS или ПО как услуга — это, прежде всего, другая модель использования ИТ: она избавляет клиента от необходимости покупать ПО и оборудование и реализовывать масштабный проект внедрения приобретенного решения со значительными модификациями и доработками.

Инна Ожогина, эксперт по развитию бизнеса компании SAP СНГ:
Рынок SaaS в России активно развивается: появляется много новых интересных предложений как от крупных международных вендоров, которые видят готовность локального рынка к восприятию облачных решений, так и от отечественных сервис-провайдеров, которые постоянно расширяют и усовершенствуют портфель предлагаемых сервисов.

Александра Паришева, менеджер по связям с общественностью компании Microsoft в России:
Поставщики облачных сервисов, как правило, имеют хороший штат квалифицированных специалистов в данной области, которые далеко не всегда по карману средним и, тем более небольшим компаниям.

Андрей Довгань, руководитель направления General CRM группы компаний Terrasoft
:
ПО как сервис дает возможность пользоваться им удаленно в любой точке мира, а значит, ускорить работу с данными и принятие решений, и как следствие быть более продуктивным.


Опубликовано 01.11.2012

Похожие статьи