Рынок ЦОДов в России: динамика положительная (II часть)
(Окончание. Начало в IT News № 3/2018)
География ЦОДов
Большая часть российских ЦОДов находится в ЦФО и СЗФО, тогда как уже на Урале их лишь пара процентов (согласно исследованию агентства «Медиа Грус»). По данным iKS-consulting, в ближайшие годы существенного перераспределения в региональной структуре рынка data-центров не ожидается, и Москва продолжит лидировать со значительным отрывом. К концу 2016 – началу 2017 года на Москву приходилось 73% рынка, тогда как на Санкт-Петербург и Ленинградскую область – 17%, а на все остальные регионы – 10%. Как оказалось, большинство участников рынка считают данное положение вещей закономерным и никакой проблемы в этом не видят. Тем не менее не все придерживаются такой позиции.
Ольга Соколова (генеральный директор компании Linxdatacenter в России) твердо убеждена, что географическое распределение ЦОДов не является проблемой для отрасли. В то же время оно явно отражает специфику рынка. «Коммерческие data-центры удобнее и выгоднее располагать в крупных экономических центрах и поблизости от магистральных телекоммуникационных линий. Корпоративные ЦОДы под собственные нужды компании строят по всей территории России – при условии охвата инженерными сетями и каналами связи. Также в ЦФО и СЗФО базируется большинство потребителей услуг коммерческих data-центров», – добавляет она.
Похожего мнения придерживается Евгений Горохов, исполнительный директор компании Stack Group, который, однако, убежден, что как только география спроса на услуги изменится, рынок тут же перестроится. «В случае изменения карты спроса рынок ЦОД немедленно отреагирует, так как он обладает всеми возможностями и потенциалом, чтобы совершить стремительную экспансию в регионы. Уже сейчас есть отдельные проекты за пределами ЦФО и СЗФО», – поясняет он.
Соглашается с коллегами и Дмитрий Гачко, генеральный директор ГК «ИТ-ГРАД», который логично объясняет сложившуюся ситуацию тем, что «рынок data-центров полностью отражает динамику распределения благ и средств в нашей экономике». Он также указывает на практику размещения крупнейшими компаниями своих штаб-квартир в Москве вне зависимости от того, откуда компания изначально.
Директор по маркетингу data-центра Xelent Илья Рогов также не считает сложившуюся географию ЦОДов в России проблемой. Он отмечает, что рынок определенно возникает и растет именно вокруг тех субъектов, которые испытывают потребность в соответствующих услугах. Кроме того, по мнению г-на Рогова, свою роль играет и развитие центров компетенции, которые дают квалифицированные IT-кадры. «Для наших региональных заказчиков мы запустили услугу бесшовного переезда из любого ЦОДа и/или офиса в наш data-центр. Переезд доступен из любой точки России и включает в себя план миграции, резервирование IT-инфраструктуры в облаке на время переезда, демонтаж оборудования, упаковку, перевозку, распаковку, монтаж, восстановление коммутации и проверку работоспособности совместно с клиентом. На время переезда иногда мы дополнительно предлагаем заказчику застраховать оборудование. Например, в Санкт-Петербурге мы организовали переезд 3,5 тонн IT-оборудования за двое суток. Восстановление прошло без потерь», – рассказывает г-н Рогов.
Несколько другого мнения придерживается директор по маркетингу и сбыту компании «Утилекс» Валентин Фосс, который предлагает определить масштаб проблемы, а уже из этого исходить, как именно ее можно решить. Г-н Фосс справедливо замечает, что региональным клиентам нужны региональные data-центры. А в каком количестве и где именно они нужны – это отдельный вопрос. «Если наложить подобную оценку потребностей на карту, то мы увидим, что бизнес-модель крупного ЦОДа в центре региона не работает. Об этом же свидетельствует и реальный опыт рынка. Не будут компании из Нижнего Тагила размещать все свои мощности в ЦОДе в Екатеринбурге, а томские потребители – в Новосибирске. Это дорого, неэффективно и неудобно. Им необходима инфраструктура на местах. Поэтому, на наш взгляд, операторам разумнее создавать сеть небольших, связанных между собой data-центров максимально близко к конечным потребителям», – поясняет он.
В свою очередь Дмитрий Фокин, управляющий директор компании IXcellerate, отмечает, что объем спроса в других регионах не позволяет сроить объемную и качественную инфраструктуру, хотя идеи нескольких таких проектов были анонсированы разными частными и государственными структурами. Специфика коммерческого ЦОДа в том, что все клиенты могут пользоваться надежной инфраструктурой, экономя на масштабе. А если спрос маленький, то эта экономия не достигается. «Именно поэтому мировая тенденция указывает в сторону укрупнения объектов ЦОД. Если раньше были просто серверные комнаты по 10-20 стоек, то сейчас в мире существуют проекты на 200-300 МВт, которые могут обслуживать по 40 тысяч стойко-мест», – заключает Дмитрий Фокин.
Облачный атлас
Рост спроса на услуги ЦОДов в значительной степени коррелирует со спросом на облачные сервисы, как приватные, так и корпоративные. Предполагается, что именно это направление задает и будет задавать темпы роста рынка data-центров во всем мире в ближайшие минимум несколько лет. Как сильно эта связь выражена в России и какие именно причины больше всего стимулируют открытие новых data-центров?
Глава департамента больших данных и безопасности компании Atos Роман Гоц выделяет два основных направления: открытие резервных data-центров и переход к новым технологическим парадигмам. «Рынок ЦОДов, безусловно, будет расти. Сохранность и защищенность данных приобретают все большее значение. Свежий пример – вступление в силу GDPR в Европе в мае 2018 года. Компании озабочены вопросом безопасного хранения бэкапов своих продуктивных систем, а также возможностью перехода на резервную площадку на случай аварии в основном дата-центре, – рассказывает он. – Что же касается перехода к новым технологиям, то основной драйвер изменений по этому направлению – искусственный интеллект, хотя на данный момент это очевидно далеко не всем. IT-департаменты предприятий продолжают закупать стандартные серверы для решения рядовых задач. Data-центры продолжают устанавливать огромное количество дешевых “пицца-боксов” для поддержки технологий виртуализации. Но такой подход уже не отвечает новым технологическим вызовам». В подтверждение своих слов г-н Гоц напоминает про Сбербанк, где каждый новый бизнес-процесс использует возможности машинного обучения, а это, по его мнению, первый шаг к полноценному использованию ИИ.
Ольга Соколова (Linxdatacenter) говорит, что стремительнее всего в структуре доходов компании растет именно облачный сегмент, что подтверждает общую для рынка тенденцию. Кроме того, сегодня data-центры в состоянии предлагать заказчикам очень гибкие решения, учитывающие их специфические интересы. «ЦОДы превращаются из места с высокотехнологичной инженерной инфраструктурой для размещения оборудования в провайдера облачных сервисов для бизнеса. Облачные продукты уже доказали свою производительность и достаточный уровень надежности при экономической целесообразности модели OPEX, отсюда и рост спроса на них. Одновременно, при опасениях заказчиков по поводу переноса критически важных для их бизнеса данных или приложений, можно реализовать схему гибридного облака», – рассказывает г-жа Соколова. Как утверждают в Linxdatacenter, наибольший интерес к облачным сервисам проявляют онлайн-ретейлеры и контент-провайдеры.
В то же время Евгений Горохов (Stack Group) считает, что основным катализатором роста спроса на рынке услуг ЦОДов являются государственные инициативы, направленные на цифровизацию экономики. Именно благодаря им растут объемы данных, а следовательно, увеличивается потребность в услугах data-центров и облачных сервисов.
Илья Рогов (Xelent) убежден, что облачный рынок оказывает позитивное влияние на бизнес отечественных ЦОДов. Он отмечает, что последнее время особенно растет спрос на комбинированные услуги, в рамках которых сочетаются традиционные предложения data-центров с арендой оборудования и облачными сервисами. В data-центре Xelent установлено оборудование трех ведущих российских облачных провайдеров. Естественно, в связи с ростом востребованности их услуг растет и объем размещаемого ими на площадке оборудования. Также стимулирует строительство коммерческих ЦОДов возрастающее число заказчиков из СМБ-сегмента, которые все чаще вместо капитальных вложений делают выбор в пользу операционных: сроки окупаемости собственного ЦОДа могут оказаться чрезмерно длительными.
Пакет Яровой и персональные данные
Так называемый пакет Яровой уже пару лет (был принят в июле 2016 года) будоражит умы как представителей ИТ-рынка, так и общественности в целом. Краеугольными камнями двух законопроектов, из которых состоит пакет Яровой, являются расширение полномочий правоохранительных органов и новые требования к операторам связи и интернет-проектам. Особо бурное обсуждение вызвал второй законопроект из пакета, который обязывает операторов хранить все звонки и сообщения абонентов за период, определяемый правительством России, но не более чем за полгода. Прим этом информация о фактах приема, передачи, доставки и обработки сообщений и звонков должна храниться в течение трех лет. Также провайдеры и операторы обязаны хранить и предоставлять спецслужбам по их запросу любые персональные данные интернет-пользователей. Кроме того, годом ранее, а именно 1 сентября 2015 года, вступил в силу закон, обязывающий интернет-сервисы (в частности, социальные сети и т. п.) хранить персональные данные россиян на территории России, а не на зарубежных серверах. Какое влияние на рынок оказали эти законы?
Дмитрий Гачко («ИТ-ГРАД») отметил, что на данный момент законы не работают в полную силу, а когда заработают, то в большей степени затронут производителей СХД и решений для хранения данных, нежели сами data-центры. Как считает г-н Гачко, влияние этих законов с точки зрения емкости и загрузки ЦОДа не сильно значимое.
Аналогичной позиции придерживается Евгений Горохов (Stack Group), который отмечает, что «пока серьезного влияния отрасль не ощущает». Он также заметил, что сейчас все еще продолжаются активные обсуждения различных вариантов внедрения и применения данных законов. «Однако в области инфраструктуры есть технологии, которые способны создать решения для размещения необходимых информационных систем и объема данных», – утверждает г-н Горохов.
Ольга Соколова (Linxdatacenter) напомнила, что большинство зарубежных компаний, всерьез работающих в России, уже перенесли или работают над переносом своих IT-систем и БД в ЦОДы, расположенные на территории России. По мнению г-жи Соколовой, в некоторых случаях это связано не только с требованиями новых законов, но и с желанием компаний улучшить качество услуг, предоставляемых российским пользователям. «Так, в Россию уже “переехали” Uber, Viber, Alibaba и несколько менее узнаваемых брендов. Идут переговоры с Facebook и Twitter. Мы видим большой интерес к российским ЦОДам со стороны китайских компаний, – поясняет она. – Помимо этого, к некоторым отраслям применяются нормативы, которые обязывают компании резервировать корпоративные ИТ-системы на дополнительных площадках. Например, банки должны иметь такой бэкап, и тогда их выбор падает на тот или иной ЦОД. Все это оказывает влияние на заполняемость стоек ЦОДов в России. Утилизация свободных стойко-мест будет расти, и мы к этому готовы». Что касается пакета Яровой, г-жа Соколова согласна с коллегами в том, что он на рынок повлиял несущественно. По ее мнению, этот вопрос в значительно большей степени затронет телеком-операторов, у которых для его решения есть собственные ресурсы и ЦОДы.
Валентин Фосс («Утилекс») также уверен, что закон о хранении данных – это «небольшие затруднения, связанные с общением с коллегами за рубежом и участием в профессиональных сообществах через LinkedIn». Кроме того, он не без основания отмечает, что конкретные требования по пакету Яровой были согласованы и обнародованы только в 2018 году. «При этом, скорее всего, эти требования по-прежнему остаются предметом некого негласного торга, поскольку никаких выбивающихся из стандартной картины рынка активностей со стороны заинтересованных компаний мы пока не видим», – комментирует ситуацию г-н Фосс.
Илья Рогов (Xelent) соглашается с коллегами в том, что пакет Яровой влияния как такового на рынок коммерческих data-центров пока не оказал. Это связано в первую очередь с неопределенностью формулировок внутри закона и затянувшимся процессом согласования механизмов его исполнения. В частности, лишь в феврале текущего года были определены точные сроки хранения разных типов данных. «Все ожидания от закона – от многократного увеличения цен на тарифы мобильной связи до наращивания мощностей в data-центрах — пока не оправдываются. Поэтому в наших бизнес-планах мы не делаем поправку на влияние регулятивных факторов, а стараемся учитывать рыночные тенденции», – резюмирует г-н Рогов. В то же время он отмечает, что растет количество запросов на услуги, связанные с выполнением требований законодательства о хранении персональных данных (152-ФЗ) и сертификацией PCI DSS.
Выводы
На российском рынке data-центров наблюдается удивительное единодушие: большинство игроков сходится в оценках его тенденций и проблем. Позиции компаний если и расходятся, то очень незначительно. Опрошенные нами спикеры констатируют стабильный умеренный рост рынка и умеренную уверенность в том, что он продолжит расти в 2018 году. К зеленым технологиям российский рынок относится осторожно, а у его участников нет уверенности, что это жизненная необходимость, а не блажь и имиджевое развлечение исключительно для крупных и богатых компаний. Облачные технологии задают темпы роста, их доля в структуре доходов data-центров продолжает расти, постепенно вытесняя другие статьи доходов. Импортозамещение, закон о хранении персональных данных на территории России и так называемый пакет Яровой особого влияния на российский рынок ЦОДов не оказали, а неравномерность распределения ЦОДов на карте России закономерно отражает уровень спроса на соответствующие услуги в регионах. В целом же рынок позитивно оценивает свое настоящее и с уверенностью смотрит в будущее.
Опубликовано 17.04.2018