Компании СМБ предлагают зарплату в 45 тыс. руб. в среднем

Логотип компании
Компании СМБ предлагают зарплату в 45 тыс. руб. в среднем
IT — единственная отрасль, где расходы на ФОТ росли в годовом исчислении в течение каждого месяца двузначными темпами.

Пандемия и ее экономические последствия заметно повлияли на уровень зарплат на предприятиях малого бизнеса в 2020 году. Наибольшую выгоду получили соискатели в IT-отрасли, тогда как в сегментах сервиса и общепита расходы на оплату труда снижались двузначными темпами, свидетельствуют результаты исследования зарплат в сегменте СМБ, проведенное инвестиционной платформой “Поток” и hh.ru.

По данным  hh.ru, средний размер зарплат, предлагаемых в вакансиях от работодателей в сегменте малого бизнеса в течение 2020 года менялся незначительно и с февраля по ноябрь держался в диапазоне от 44 тыс. руб. до 45,7 тыс. руб. (или 38,3-40,6 тыс. руб. с учетом НДФЛ). По сравнению с январем-ноябрем 2019 года показатель за 11 месяцев 2020-го вырос на 4% год к году, до 44,7 тыс. руб. (или 38,9 тыс. руб. с учетом НДФЛ).

Данные hh.ru в целом близки к расчетам “Потока”, в основе которых лежит статистика фактических расходов малых предприятий, вошедших в выборку “Потока”, на фонд оплаты труда (ФОТ). Согласно расчетам, расходы предпринимателей на зарплаты сотрудникам за 11 месяцев выросли на 2,4% год к году. В первые три месяца расходы росли в годовом исчислении двузначными темпами, в апреле и мае, в условиях ограничений, наблюдалось снижение на 9% и 10% год к году, в июне расходы вернулись на уровень начала года и с тех пор менялись незначительно (от -2,7% до +3,5% год к году).

“Как показал период первой волны коронавируса, зарплатный маневр был основным инструментом удержания персонала в условиях “шоковой” заморозки бизнеса в ряде отраслей и у компаний МСБ было больше свободы действий, в отличии от крупного бизнеса. Это подтверждают и расчеты расходов на фонд оплаты труда, и статистика вакансий от работодателей из малого и среднего бизнеса, которые уже в июне смогли достигнуть “допандемического” уровня марта. Восстановление уровня расходов во многом является свидетельством восстановления бизнес-активности МСБ, их адаптации к работе в условиях пандемии и снижением потока внешней трудовой миграции, которая в предыдущие периоды оказывала сдерживающее воздействие на динамику заработных плат”, — отмечает руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова.

В целом расходы предпринимателей на ФОТ за 11 месяцев, по данным “Потока”, выросли на 2,4% год к году — в основном за счет сферы IT, где прирост составил 18%. IT — единственная отрасль, где расходы на ФОТ росли в годовом исчислении в течение каждого месяца, причем двузначными темпами.

“Пандемия существенно ускорила цифровизацию как бизнес-моделей, так и бизнес-процессов, заставив даже традиционно офлайновые отрасли (например, общепит и фитнес) освоить дистанционные каналы оказания услуг потребителям. Очевидно, что без найма ИТ-специалистов или передачи ряда процессов на ИТ-аутсорсинг такая цифровизация не могла состояться. Малый и средний бизнес был вынужден еще интенсивнее включиться в гонку за ИТ-сотрудниками, создавая привлекательные условия, в том числе за счет роста зарплат”, — говорит управляющий партнер инвестплатформы «Поток» Юрий Попов.

Читайте также
Одна из целей создания технологий искусственного интеллекта (ИИ) — оптимизация бизнес-процессов. Внедрение ИИ в ряде случаев действительно быстро меняет ситуацию на предприятии к лучшему, но так происходит не всегда. Завышенные ожидания компаний можно назвать одним из главных препятствий для активного распространения таких решений. Об условиях эффективного внедрения новых технологий и перспективах использования ИИ на российских предприятиях рассказывает Владимир Ласовский, директор департамента развития инновационных продуктов и технологий билайна.

В остальных исследуемых отраслях расходы на ФОТ в январе-ноябре росли более низкими темпами либо снижались. Так, предприятия, оказывающие курьерские услуги, увеличили расходы на 10%, предприятия оптовой торговли — на 7%, производители продуктов питания — на 3%, предприятия строительной отрасли — на 2%, логистические предприятия и участники арендного сегмента сохранили расходы на ФОТ на уровне прошлого года. Предприятия розничной торговли сократили расходы на 3%, предприятия общепита — на 11%, бьюти-сервисы — на 14%. Активнее других расходы на ФОТ снижали предприятия, занимающиеся ремонтом техники, — на 22%.
Похожие статьи