Не каждая компания готова взять на себя роль большого интегратора
На отечественном ИТ-рынке существует мнение, что импортозамещенные решения, разработанные в качестве аналогов продуктов компаний, свернувших деятельность в России, не обладают тем же уровнем интеграции и взаимодействия друг с другом, как иностранное программное обеспечение. И это приводит к фрагментации данных, к увеличению времени выполнения операций, к необходимости привлечения дополнительных специалистов в текущие бизнес-процессы.
Отчасти это, конечно, так. Но смотреть на эту проблему нужно комплексно. Недавний глобальный сбой в корпоративных информационных системах наглядно продемонстрировал, что в самых, по словам их разработчиков, совершенных системах бывают критические проблемы. И этот случай – не результат действий злоумышленников, как это бывало ранее, а именно ошибка при интеграции продуктов разных вендоров. И часто причиной сбоев становится так называемая излишняя интеграция, когда продукты проникают в процессы друг друга слишком глубоко, чего не требует конкретный бизнес-процесс. Где-то в корневом продукте происходит сбой, затрагиваются даже те вещи, которые в большинстве случаев не относятся к действиям этого самого продукта. Начинают генерироваться убытки, причем если для крупного бизнеса будут какие-то компенсации, то для обычных людей, не получивших оплаченную услугу, скорее всего никаких компенсаций предусмотрено не будет. При этом, если посчитать, экономический эффект там колоссальный.
Поэтому слишком большое количество взаимопроникающих интеграций – не очень хороша история. Особенно, если это не требуется для прямой функциональности продукта и создается лишь для генерации добавочной стоимости и в угоду маркетингу. То есть любая интеграция не должна решать задачу цифровизации ради цифровизации, а должна повышать эффективность конкретного бизнес-процесса, причем желательно измеримо. А если посмотреть на ИТ-гигантов, в том числе и зарубежных, то процесс начинает смещаться от цифровизации бизнес-процессов в сторону «цифровой интеграции кофеварок». Да, это, наверное, удобно, но какой вклад такая цифровизация вносит в бизнес-процессы – большой вопрос. И это, на мой взгляд, закономерный финал любой технологической монополии – когда объединять уже нечего, но обязательно нужно.
Безусловно, создавать и поддерживать сквозные бизнес-процессы необходимо. Но важно понимать, создать единый национальный стандарт интеграции цифровых сервисов невозможно. При желании, конечно, возможно, но мы тогда останемся на том же месте, где находимся и сейчас, но только с еще одним реестром программного обеспечения. Стандарты должны создаваться на коммерческом рынке, причем в отдельных отраслях и сферах они будут отличаться. Так и должно быть. Любая компания будет использовать тот уникальный набор программных решений, который подходит именно под ее задачи.
У нас есть хороший пример, когда большая интеграционная система была создана, причем по бизнес-правилам. Проект электронного правительства, с одной стороны, особо не касается коммерческого рынка, но при этом создавался на принципах коммерческой платформы. Этот проект может стать примером для больших корпоративных систем. Внутри все работает на российском и отрытом ПО, большое количество разных ведомственных систем и платформ отлично интегрированы друг с другом, идет непрерывный обмен данными. Там нет ничего, что было бы недоступно коммерческому сектору.
Мы в HD Tech находимся в том же самом положении, что и весь окружающий ИТ-рынок. Наши продукты не работают у заказчика сами по себе, они интегрируются в какую-то инфраструктуру, чаще всего работающую уже не первый год. Так, наш флагманский продукт – система автоматизации разработки ПО, которая позволяет решить ряд фундаментальных проблем разработки и сократить срок вывода продукта на рынок. Мы отдаем себе отчет, что наш продукт покрывает далеко не все потребности разработки, существует обширный перечень задач и продуктов, которые необходимы рынку, особенно на фоне ухода иностранных вендоров.
Понятно, что сделать продукт, который бы охватил весь процесс производства программного обеспечения от и до не под силу ИТ-компании среднего масштаба. Реализовать такой проект сможет крупный вендор, но, как мы видим на рынке, разработчики-гиганты идут по особому пути – продукт разрабатывается для собственных нужд, с учетом специфики работы, и уже после этого он выводится на рынок. И нет никаких гарантий, что продукт, который успешно работает в компании со штатом в 700, может быть 1000 разработчиков, окажется столь же эффективным в а компании с небольшим департаментом разработки.
Мы пошли по пути консолидации продуктов, по пути поиска технологических партнеров, чьи продукты дополнят наш собственный и мы сможем предложить рынку не одну функцию, а комплексное решение, закрывающее потребности целого бизнес-направления. При таком подходе интеграция продуктов полностью лежит на нас, мы выступаем гарантом полной работоспособности решений, входящих в комплексную поставку. При этом мы в работе с заказчиками сталкиваемся пока что с целым зоопарком систем – кто-то еще не начинал процесс перехода на отечественное или открытое ПО, кто-то уже перевел часть решений, кто-то полностью перевел все бизнес-процессы. Поэтому первым шагом для нас, как поставщика, всегда является процесс аудита – на какую инфраструктуру будут устанавливаться наши продукты, требуется ли дополнительная адаптация, чтобы мы смогли гарантировать беспроблемную работу.
По этому же пути идут многие российские ИТ-компании. Еще год-полтора назад на рынке были представлены хорошие, по-настоящему отечественные продукты, которые при всех их плюсах оставались вещью в себе, требовали конкретную конфигурацию инфраструктуры и минимальную интеграцию с другим программных обеспечением. На сегодняшний день я вижу большое количество, скажем так, технологических картелей, в которых компании объединяют свои решение в общий коробочный продукт и предлагают рынку стабильные аналоги, покрывающие большинство бизнес-процессов.
На этом пути есть определенные сложности – почти любая компания открыта к партнерству, готова предоставлять свой продукт. Не каждая готова взять на себя роль большого интегратора, который будет обеспечивать продвижение общего продукта, его интеграцию в системы заказчика. В каком-то конкретном объединении все компании, по сути, равны, но должен найтись тот, кто не побоится возглавить процесс, встать в авангард взаимодействия с покупателем. А такие лидеры остро необходимы. Да, отлично, когда в конкретной отрасли есть комплексное решение. Плохо, если оно одно и нет конкуренции. Такое положение даст почву для появления уже настоящих картелей, которые будут получать прибыль не за счет развития продукта и создания инноваций, а за счет монопольного положения. И со временем мы так же придем к интеграции кофеварок.
В перспективе, думаю, десяти лет мы увидим сделки слияния и поглощения, технологические союзы будут трансформироваться в компании-гиганты. Но работа по интеграции между отечественными решениями идет уже сейчас, на текущий момент на рынке представлены десятки таких комплексных решений, а по итогам 2025 года, убежден, их уже будут сотни. Самое главное, чтобы в результате мы не пришли к тому де результату, от которого сейчас, пусть и вынужденно, уходим.
Опубликовано 26.07.2024