Юрий Фролов: «Обучение продуктовому дизайну должно быть ориентировано на решение реальных задач бизнеса»
Пандемия коронавируса оказала значительное влияние на все сферы жизни общества. Многие люди, вынужденно оказавшиеся в четырех стенах, стали заниматься самообразованием, чтобы усилить навыки или получить новые. Согласно исследованию, проведенному «Интерфакс Академией», в 2019 году российский рынок онлайн-образования достиг 45–50 миллиардов рублей, в 2020-м эксперты прогнозируют итоговый рост до 55–60 миллиардов. А популярность онлайн-курсов сейчас выросла до восьми раз по сравнению с прошлым годом. Причем многие захотели обучиться дизайну, ведь эти специалисты получают реальную возможность трудоустройства на «удаленке».
Продуктовый дизайнер с международным опытом, работавший в международных стартапах, старший продуктовый дизайнер Яндекса Юрий Фролов рассказал, как сделать правильный выбор онлайн-курсов, чтобы действительно получить востребованную профессию, а не пустые «корочки», и почему дизайн – это стиль жизни.
Юрий, в 2020 году появилось много онлайн-курсов и школ, обучающих именно дизайну. С чем вы связываете их популярность и не возникло ли у вас желания самому поучиться?
Популярность онлайн-курсов дизайна связана с удобством, доступностью и эффективностью такого формата обучения. Они позволяют быстро освоить новые навыки и профессию, предоставляя необходимые знания, практический опыт и обратную связь от преподавателей. Я тоже в какой-то момент заинтересовался обучением в онлайн-школе, подумав: вдруг чего-то не знаю на своей позиции старшего дизайнера продукта? Я пообщался в чатах со многими выпускниками онлайн-школ и с теми, кто там учился в тот момент, даже прошел сам несколько уроков. В итоге понял, что 50 процентов обучения – это твое желание и твои вложения в получение знаний, и никакая школа не научит, если ты не будешь вкладываться в этот процесс.
Но остальные 50% – это все же качество преподавания. Как выбрать хорошие, а главное, актуальные онлайн-курсы, чтобы не пожалеть потраченных времени и денег? На что важно обращать внимание?
Прежде всего, выбирайте популярные и известные, где прошло много учеников и вложено много сил и денег. Оцените продолжительность курса: он должен длиться не менее полугода, чтобы вы успели изучить базовые программы, типовые задачи и выполнить проект по реальному брифу. Не тратьте время на теорию без практики: дизайн в 2020 году – это больше про цифровые навыки и понимание проблем клиента, чем про «насмотренность» или «вкус». Ищите курсы с фокусом на бизнес-задачах: обучение должно быть ориентировано на решение реальных задач бизнеса, а не на создание абстрактных проектов. Опять же важны люди, которые писали курс и преподают. Это должны быть профессионалы с реальным и хорошим опытом, а не просто успешные фрилансеры. Ну и, конечно же, огромную роль играет программа – это основа курса, нужно посмотреть, что внутри, и понять, подходит тебе или нет. Хорошие курсы также помогут собрать портфолио уже во время учебы, что в перспективе поможет с трудоустройством.
Как профессионал с большим стажем работы в продуктовом дизайне, скажите, этой специальности действительно можно обучиться заочно? И какую «базу» должен иметь слушатель курсов, чтобы понимать, о чем идет речь?
Всему можно научиться онлайн, а с учетом карантинов и того, что люди переходят на удаленный режим работы, эта сфера будет точно развиваться. Другое дело, что нужно понимать, для чего вам это. Школы существуют разные, для разных уровней, но я все равно рекомендую иметь в основе системное мышление и желание улучшать мир вокруг. Дизайн – не просто ремесло, а стиль жизни, и скорее дизайн должен подходить вам, чем вы дизайну. Я, к примеру, уверен, что направление меня выбрало, а не я его. У меня с детства получалось решать какие-то мелкие бытовые задачи, а изучение фотошопа вкупе с этим подвело меня к профессии дизайнера.
Некоторые считают, что достаточно освоить пару-тройку графических программ и называть себя дизайнером. А что профессионал должен уметь в действительности?
На самом деле шаблонные решения – вполне хороший первый шаг на пути дизайнера. Изучив инструменты, можно быть в свою очередь «инструментом» в чужих руках и продвигаться далее в плане приобретения опыта. Необходимо понимать, что любой дизайн – это решение проблем. Можем взять пример, который привел бывший вице-президент Apple и один из самых влиятельных дизайнеров в мире Дональд Норман в книге «Дизайн привычных вещей». Допустим, дверь открывается неудобно, а дизайнер, например, может сделать ее открываемой в обе стороны, или сделать автоматической, как в торговых центрах, или может просто повесить вывеску с инструкцией, или вовсе убрать дверь – это все разные решения одной проблемы. А если мы посмотрим на нее не только со стороны пользователя, но еще и бизнеса, то тут мы начинаем уже думать о деньгах, о сроках решения, о внешнем виде, о ремонте, о внутренних регламентах, о соответствии строительным и пожарным нормам. Я подхожу к дизайну именно так. В реальной жизни может происходить что угодно, и можно бесконечно придумывать решения, но в конце концов дверь должна понятно открываться, поэтому самое важное в дизайне – правильно решить существующую проблему. Как продуктовый дизайнер я решаю проблемы пользователя и бизнеса с помощью дизайна интерфейсов, хотя могу делать как графический дизайн, так и любой другой.
Вы построили успешную карьеру в продуктовом дизайне и сегодня находитесь на одной из ведущих позиций в крупнейшей компании мирового уровня. А какими были ваши первые шаги в профессию?
Я работал в провинциальной студии и увидел, что Яндекс приглашает в первую школу дизайна. Решил откликнуться, выполнил тестовое задание, и после собеседования меня приняли. Через год после обучения я устроился в эту компанию. Поначалу занимался рекламными кабинетами, подружился с коллегами, нашел единомышленников. Карьера – это большая часть жизни, и даже чтобы стать младшим дизайнером в компании, надо потратить от одного до трех лет, а старшим – четыре–пять лет, это уже серьезный жизненный поступок. Не сделаю открытия, но – конкуренция высокая, при этом хороших специалистов всегда мало, поэтому нужно постоянно учиться и практиковаться, пробовать новое.
Как пандемия повлияла на вашу работу, и каким вы видите будущее продуктового дизайна?
Пандемия на всех сильно повлияла, и мы только учимся работать вместе онлайн. С одной стороны, не тратим время на поездки на работу и с работы, но, с другой стороны, нет живой коммуникации, не видим эмоций на лице, нельзя попить чай на кухне. Пока мы пытаемся понять, как изменится мир и работа, и изучаем производительность, но, кажется, мир никогда не будет прежним, надеюсь, изменится в лучшую сторону. Стало сложнее общаться с пользователями и, например, проводить полевые испытания. Для бизнеса онлайн стал приоритетнее офлайна, поэтому важными стали онлайн-инструменты. Думаю, что онлайн-школы тоже подготовят много выпускников, что еще больше повысит конкуренцию, а в целом продвинет вперед наше направление продуктового дизайна.
Опубликовано 29.12.2020