Капля оптимизма в бочке нефти
Кризис – это еще и возможности. И хотя для большинства он несет проблемы, всегда находится кто-то, кто сохраняет оптимизм, зарабатывает на падающем рынке, расширяет свой бизнес за счет ухода конкурентов и, говоря образно, радуется дождю, снегу и ветру не меньше, чем теплу и яркому солнцу. Мы обнаружили двух вендоров, руководство которых настроено оптимистично, несмотря на бушующий в России финансовый кризис. Это Schneider Electric и Dell.
Вопросы Армену Бадалову, вице-президенту по стратегии и развитию бизнеса Schnedier Electric в России и СНГ:
Ваши планы на следующий год в России были скорректированы из-за кризиса?
Schneider Electric успешно работает в Российской Федерации уже более 20 лет, и за это время прошел не один экономический кризис. У нас есть долгосрочная стратегия развития в России, которая приносит успех, и мы не планируем от нее отступать. Да, мы несколько корректируем краткосрочные планы, но при этом подтверждаем ранее заявленные планы по инвестициям, включая строительство нового завода по производству трансформаторов в Самаре – в данный момент идет оформление разрешительной документации. Стратегией нашего развития продолжает оставаться бизнес-лидерство в ключевых сегментах, дальнейшее расширение партнерской сети и клиентской базы, инновации для российских заказчиков через локальное производство там, где это экономически оправданно. Наш подход по удержанию лидерства остается и в отношении IT-рынка. Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в конце 2014 года, мы создали внутри российского представительства департамент решений для домашних и корпоративных сетей – формат, которого нет в других странах, где Schneider Electric ведет свой бизнес. Одной из задач нового департамента станет вывод на рынок продуктов, разработанных с учетом потребностей российских заказчиков. Конечно, как и любая компания, мы ощущаем на себе влияние экономической нестабильности, но любой кризис – это также возможность повысить собственную эффективность, найти скрытые ресурсы, более внимательно относиться к подбору и развитию персонала. Кризисы проходят – за 180-летнюю историю Schneider Electric их не сосчитать, а работа крупных международных компаний продолжается.
Как на вашу деятельность в России повлиял ввод санкций? Появились ли какие-то ограничения?
Напрямую санкции на работе Schneider Electric в России не отразились, но косвенное влияние в виде замедления экономического роста, конечно, ощущается. Порой мы замечаем некоторые трудности с доступом к финансам у наших клиентов, из-за чего проекты могут откладываться.
Как у компании обстоит дело с переводом мощностей по производству продукции в Россию?
В этом отношении наша компания в достаточно выгодном положении. Мы начали развивать локальное производство в России много лет назад, на сегодняшний день Schneider Electric имеет здесь семь собственных заводов, отделения в 35 городах, несколько сервисных и логистических центров, инженерные центры. Всего в российских подразделениях компании трудится около 12 тысяч сотрудников. Кроме того, мы сейчас плотно сотрудничаем с Министерством энергетики и Министерством промышленности и торговли, чтобы понимать приоритеты страны в импортозамещении: рассматриваем разные варианты усиления локализации оборудования и программного обеспечения, изучаем рынок и общаемся с ключевыми российскими заказчиками.
Константин Исаакян, директор по продажам, потребительский, малый и средний бизнес Dell в России, Казахстане и Центральной Азии:
Ваши планы на следующий год в России были скорректированы из-за кризиса?
Безусловно, текущий кризис не может не сказаться на наших планах на будущий год. Однако это не означает, что мы сокращаем инвестиции, пытаемся уйти от рисков и застраховать себя от всевозможных убытков любыми путями. Наоборот, кризис – это лучшее время для инвестиций, увеличения рыночной доли. Ведь кризис – это временное явление, пройдет год-два, и наступит белая полоса. Кто не сник во время кризиса и продолжал инвестировать, работать с партнерами, продвигал новые решения, те и получат все преференции после кризиса.
Согласны ли вы с поговоркой «меньше народа – больше кислорода»?
Как мы знаем, некоторые вендоры сворачивают производства своих продуктов. Некогда успешные производители модных ноутбуков канули в Лету. Это, безусловно, хорошая возможность для оставшихся участников рынка заместить их продажи своими и увеличить долю. Консолидация рынка – нормальное явление, и я уверен, мы увидим дальнейшие слияния/поглощения и уходы с рынка.
Как на вашу деятельность в России повлиял ввод санкций?
Помимо крупных госкорпораций, существует еще огромный сегмент малого и среднего бизнеса. Импортозамещение и локализация – похоже, будущий тренд в России, и мы уже активно развиваем отношения с этими сегментами, и, разумеется, будем углублять наше присутствие в них. Кроме того, мы выполняем предписание американским компаниям по правилам работы в России.
Как у вашей компании обстоит дело с переводом мощностей по производству продукции в Россию?
Первый серьезный шаг, который мы сделали относительно нашего присутствия в России, это перевод наших поставок на DDP. Мы сами ввозим и растаможиваем свою продукцию, после чего доставляем на склады наших дистрибьюторов или партнеров. Не исключено, что перевод мощностей – это следующий шаг в обозримой перспективе, но говорить что-либо конкретное в этом направлении пока рано.
Опубликовано 27.01.2015