Мировой цифровой ринг. Часть 2

Логотип компании
Мировой цифровой ринг. Часть 2
Великий импровизатор и непревзойденный режиссер, ИКТ сегодня стремительно подбрасывает в топку мировой экономики все новые и новые продукты человеческой деятельности.

(Продолжение. Начало в IT News № 1/2013)

К успеху идут по нехоженым тропам.

Акио Морита, основатель корпорации Sony,

соавтор книги «Япония, которая способна сказать “нет”».

Великий импровизатор и непревзойденный режиссер, ИКТ сегодня стремительно подбрасывает в топку мировой экономики все новые и новые продукты человеческой жизнедеятельности, решительно меняя привычный пейзаж планеты. По мере роста зрелости комплекса расширяются границы его восприятия со стороны всех сфер хозяйства и общества.

В предлагаемой ниже статье рассматриваются основные направления воздействия ИКТ на мировое хозяйство, а также главные тенденции потребления его продукции в координатах мира, отраслей и отдельных стран.

II. ИКТ в мировом хозяйстве: воздействие, продуктовый «бум» и распределение.

В формирующейся новой модели мировой экономики, когда почти все ее сферы нуждаются в серьезном реформировании, индустрия инфокоммуникаций становится, как никогда ранее, одним из важнейших инструментов радикальной трансформации как всего хозяйства, так и особенно ее нематериальной составляющей. Основные направления воздействия ИКТ на мировое хозяйство можно кратко сформулировать следующим образом.

-  Вклад комплекса (прямой и опосредованный) в развитие хозяйства страны в целом и его отдельных секторов, а также в социальные процессы значительно выше таких общепринятых индикаторов, как доля: в ВВП, занятости, инвестициях, и ряда других.

-  Создается новая модель производства и потребления. Ее основные преимущества – ресурсосбережение, ускорение и упрочнение связей между экономическими субъектами, изменение утвердившихся принципов ведения бизнеса. «Сетевая микроэкономика» позволяет концентрировать внимание на стратегических направлениях деятельности, переносить производство в районы и страны с низкими издержками.

- Происходят персонализация и глобализация производственных и общественных связей. Первое означает переход от стандартизированной экономики к клиентоориентированной, второе – глобальную сетевую инфраструктуру, которая состоит из фрагментов национальных сетей и обеспечивает доступ пользователей к информационным ресурсам в нужное время, в нужном месте и в требуемой форме.

- Стремительно создаются и распространяются новые услуги (электронная торговля, мобильная связь, электронные банковские операции и платежи, видеоконференцсвязь, e-government, дистанционные медицина и образование и т. д.), обладающие огромным потенциалом экономической эффективности.

- Повышаются требования к трудовым ресурсам. Компетентность в области ИКТ – непременное условие трудоустройства значительной части рабочей силы. В настоящее время в странах ОЭСР представители профессий, связанных с ИТ, составляют около 20% общей численности занятого населения.

- Потребление продукции ИКТ приобретает массовый характер благодаря перманентному снижению цен.

- Ускоренно развивается нематериальная составляющая экономики. Инфокоммуникации образуют технологическую основу наукоинтенсивных видов сервиса (профессиональных, деловых, финансовых, образовательных, медицинских и т. д.), стимулируют расширение информационных ресурсов, обеспечивают экспериментальную базу науки, придают ей гибкость, возможность кооперации многих участников, в том числе в режиме online. В рамках самого комплекса пропорции смещаются в пользу «мягких» компонентов благодаря росту объемов и постоянной генерации новых решений и сервисов. В европейских странах на их долю в IT-индустрии приходится 55% выручки от продаж (45% – аппаратные средства), в телекоме это соотношение составляет 80:20.

- Значительно расширяется пространство и изменяется характер производственных контактов и связей, в том числе в инвестиционной и научной сферах. ИКТ выступают катализатором в области кооперации и сотрудничества между субъектами хозяйственной среды.

- Развивается новый способ обмена знаниями и коллективного генерирования идей и технологий (системы «свободного доступа»). Это способствует превращению знаний в общественное достояние, особенно сегодня, когда инновации во многих областях носят междисциплинарный характер (ПО, биотехнологии и т. д.) и их диффузия стимулирует прогресс производства и науки.

- Изменяется роль потребителей товаров и услуг: растет их воздействие на параметры рынка. Менеджмент ИКТ-индустрии традиционно ориентируется на потребности клиентуры, но принцип «экономии на масштабе» оттесняется в деловой практике на второй план, уступая место «экономии на разнообразии», которая достигается за счет более полного удовлетворения индивидуальных запросов. Этот подход активно поддерживается пользователями и особенно успешно утверждается в мобильной телефонии и Интернете.

- Непрерывный прогресс Интернета, в частности в социальной среде технологий Web 2.0, открывает возможности виртуального общения, создания контента. Число пользователей социальных сетей за последние три года растет в среднем на 22% в год, наиболее стремительно – на 33–60% – в странах Ближнего Востока и Африки, Восточной Европы и Латинской Америки.

Процесс интеграции всех компонентов ИКТ в хозяйственное и социальное пространство растет в масштабах и набирает скорость. Динамику и другие параметры спроса определяют и крайне неравномерная насыщенность основных сфер мировой экономики продукцией рассматриваемого комплекса. Объемы ее потребления в мире населением, государством и бизнесом за период 2000–2011 гг. увеличивались примерно одинаково – в 1,8 раза (более детальная отраслевая разбивка потоков ИКТ представлена на рис. 1).

Читайте также
Большая часть 2024 года позади, и можно смело прогнозировать, какие тенденции в развитии рынка коммуникаций станут ключевыми и будут усиливаться. Телефония-2024 — прежде всего голосовое общение, коммуникации в мессенджерах или же будущее за интегрированными решениями омниканальной связи? О том, куда движется рынок, рассказывает генеральный директор компании «Телфин» Мария Тюрина.

Мировой цифровой ринг

Наиболее крупные объемы ИКТ-продукта потребляются в домашнем хозяйстве. При их разбивке по отраслям экономики в 2011 году доминировали сфера финансов, система государственного управления, услуги и обрабатывающая промышленность, телекоммуникации, транспорт.

Новые технологии радикально преобразовали финансовую сферу, вызвали взрывной рост международных финансовых потоков, повысили эффективность операций в каждом звене и в рамках все более сложных цепочек обслуживания. В частности, в коммерческих банках перешли на новые протоколы онлайновых платежей и расчеты в режиме реального времени. Растут потоки ИКТ-продукта в информатизацию системы государственного управления, профессиональные услуги, а также в обрабатывающую промышленность, где большая часть расходов идет на электронную автоматизацию бизнес-процессов.

Существенно различаются позиции отдельных стран и в мировом объеме потребления продукта ИКТ. Десятку самых крупных потребителей ИКТ-продукции в 2011 году возглавляют США ($1140 млрд). За ними в порядке убывания следуют Китай ($ 437 млрд), Япония ($ 388 млрд), Германия ($ 231 млрд). Великобритания ($208 млрд), Франция ($167 млрд), Италия ($137 млрд), Бразилия ($105 млрд), Канада ($95 млрд) и Испания ($90 млрд).

Рис. 1. Мировой спрос на продукцию ИКТ, 2011 год

Мировой цифровой ринг. Часть 2. Рис. 1

Источник: здесь и далее рассчитано по материалам OECD, IDATE, EITO, WITSA, 2009 – 2012 гг. и оценкам автора.

Весьма примечательно включение Бразилии в группу крупнейших потребителей, а также скачок Китая в данном рейтинге за один только 2007 год с пятого на третье место. Наиболее высокие темпы роста затрат на ИКТ в период 2003–2011 гг. наблюдались в Индии, Китае и Бразилии и Южно–Африканской Республике: соответственно 6,3%, 20%, 18,6% и 14%.

Сопоставительный анализ позволяет выявить страновую специфику отраслевого распределения расходов на инфокоммуникации (рис. 2).

Рис. 2. Структура потребления ИКТ-продукта в 2011 году в ряде стран, %

Мировой цифровой ринг. Часть 2. Рис. 2

Самый высокий показатель доли расходов на ИКТ отмечается в отрасли телекоммуникаций Индии, Китая, Кореи, Швеции и США. В финансовой сфере лидируют Великобритания и США. Доля государства как потребителя инфокоммуникаций наиболее высока в США, далее с отрывом следуют Бразилия, Франция и Швеция, отражая прежде всего меру усилий правительств в области информатизации сферы государственного управления – иными словами, формирования электронного правительства (e-government). Рост активности правительства Бразилии в электронном обустройстве госаппарата – один из индикаторов успешного выполнения широкой программы развития ИКТ в стране, где в начале века лишь 4% населения имело компьютеры, а сегодня – около 50%! По использованию ИКТ в промышленности впереди идут Китай, Финляндия, Швеция и Япония. В большинстве стран ОЭСР в 2003–2011 гг. структура потребления ИКТ была достаточно устойчива, в отличие от государств BRIC. Так, в Индии расходы на ИКТ за этот период увеличились на 4,6 п.п. (процентных пункта) в отрасли телекоммуникаций, в Китае – в промышленности на 2,8 п.п. В общей структуре расходов на продукцию ИКТ повсеместно расширяются позиции сектора домашних хозяйств, особенно быстро в тех странах, где спрос населения далек от насыщения.

Несмотря на весьма противоречивую картину ритма и масштабов информатизации секторов экономики в рассматриваемых странах в период 2003–2011 гг., ситуация как в самом комплексе, так и вокруг него позволяет ожидать, что ускорение инновационного перевооружения отраслей мирового хозяйства в ближайшие годы будет нарастать. Об этом свидетельствуют прежде всего уже реализуемые и анонсированные на ближайшие годы программы.

(Продолжение следует)

Опубликовано 11.02.2013

Похожие статьи