Маркетинговая строгость Apple
Оставив сумку с ноутбуком напротив экрана с двумя «яблоками», я отправился искать магазин в магазине. В данном случае большим магазином был «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ», расположившийся на четвертом этаже питерского ТРЦ «Галерея», что у Московского вокзала, а искал в нем я shop-in-shopApple.
Я методично стал сканировать ряд за рядом, стеллаж за стеллажом: ноутбуки, смартфоны, нетбуки… Наконец в торце длинного стола обнаружил планшеты Apple, а рядом – ноутбуки Mac и… ноутбуки конкурентов. Странно, очень уж демократичный магазин в магазине получился, подумалось мне. Совсем не похоже на маркетинговую строгость Apple.
Организаторы мероприятия предложили журналистам занять свои места, что я и сделал. Перед тремя рядами стульев располагался красивый стол, на котором свободно разместились несколько ноутбуков Apple, а за ним – экран, на котором, как я предполагал, и будут экспонироваться презентации спикеров, а пока там крутилась реклама вендора.
Открыл пресс-конференцию Данила Васкевич, исполнительный директор торговой сети «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ». И тут оказалось, что большой стол и экран за ним – это не временно подготовленное для пресс-конференции «пространство», это и есть «магазин в магазине». Он имел строгий дизайн. На столе ноутбуки были расставлены очень свободно, в отличие от других столов и стеллажей в магазине, на которых плотность концентрации IT-гаджетов была более чем повышенная.
Стол вначале показался сделанным, как обычно, из ДСП и обклеенным светлой самоклейкой. Каким неточным бывает первое впечатление… Оказалось, что этот массивный стол на четырех ножках сделан из настоящего канадского клена, который был срублен зимой, чтобы восприятие фактуры этого дерева было наиболее выигрышным. Я очень люблю дерево и могу сказать, что этот атрибут магазина впечатляет: красиво.
Естественно, возник вопрос: почему модели ноутбуков Mac расположены так свободно? Оказывается, плотнее их и не поставишь, они, за исключением одного ноутбука, малый вес которого должен впечатлять покупателей, намертво «приклеены» к строго определенным местам этого стола. Как технически провести замену модели ноутбука на более новую, директор магазина пока не знает. Весь магазин, вплоть до шурупов, которыми большой серый ковролин прикручен к полу, со всеми IT-продуктами, табличками и двумя стульями у «стойки гениев» (Genius Bar – неотъемлемый атрибут каждого магазина Apple Store), привезен из Германии, и рабочие немецкого подразделения вендора смонтировали этот магазин за одну ночь.
Наконец все стало на свои места – в полной мере проявилась строгость вендора: никакой отсебятины, ЗДЕСЬ так же, как и ВЕЗДЕ (во всем мире). Немного статистики. В Санкт-Петербурге девять магазинов ритейлера, в России их 89. Результаты прошлого года: общий объем продаж сети увеличился на 30%, объем продаж по Mac вырос на 74%, по Apple – на 172%. Также, по словам Данилы Васкевича, статистика показывает, что открытие магазина такого формата обычно приводит к удвоению продаж продукции вендора в этом конкретном магазине.
После окончания официальной части я задал несколько вопросов Даниле Васкевичу.
Какова доля рынка вашей сети по продукции Apple в России и Санкт-Петербурге?
По России – в пределах 10%, по Питеру у нас нет данных.
Через какие дистрибьюторские компании продукция Apple попадает в ваши магазины и сколько из них продают продукцию этого вендора?
Модели iPhone поступают в нашу сеть через компании МТС и «Билайн», остальная продукция – через дистрибьюторские компании «Марвел» и diHouse. В России у нас 89 магазинов, 37 из них продают продукцию Apple.
Какие планы у вашей компании по продвижению планшетников?
Мы планируем в наших магазинах выделить отдельный стол, на котором разместим планшеты разных вендоров. Думаю, что в четвертом квартале этого года в одном из магазинов в Питере такое «специальное место для планшетов» уже появится.
Источник: IT News №5 (март 2011 года)