31% россиян боятся технических сбоев ИИ

Логотип компании
31% россиян боятся технических сбоев ИИ
Об искусственном интеллекте слышали 75% граждан, но лишь треть понимает его сущность. Исследование ВЦИОМ показало, что негативно к технологии относятся 12% населения.

Проектный офис по реализации национальной программы «Цифровая экономика» Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации (АЦ) и Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляют исследование об отношении россиян к технологиям искусственного интеллекта (ИИ).

Большинство граждан (75%) слышали о технологии искусственного интеллекта, однако понимают ее сущность только треть — 29% респондентов смогли дать определение ИИ, а 38% — назвали сферы его применения. Содержательными знаниями об ИИ чаще обладает молодежь 18-24 лет – 42%.

«…относятся с настороженным интересом. С одной стороны, россияне признают неизбежность и необходимость развития технологии ИИ, как обеспечивающей стратегическое преимущество в технологической революции, с другой – читается та самая настороженность, во многом продиктованная непониманием, как же конкретно внедрение ИИ повлияет на повседневный уклад жизни», – отмечает директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин

Большинство россиян относятся к распространению технологий искусственного интеллекта положительно или нейтрально. 48% населения выразили интерес, восхищение, воодушевление, доверие технологии, 31% — нейтральное отношение, 7% — удивление и иные эмоции, а 12% высказали негативные эмоции. На этом фоне граждане наиболее положительно оценивают потенциальное внедрение ИИ в сферы: науки (72%), промышленности (69%), транспорта (66%).

Негативное отношение населения к ИИ в основном связано с возможностью технических сбоев (31%): 17% респондентов в качестве причины назвали проблемы в работе техники, 8% – выход машин из-под контроля, 6% считают, что в целом человек надежнее. Также негативное отношение обусловлено угрозой безопасности личных данных (21%) — взлома и хищения персональных данных (12%) и нарушением личного пространства (9%), непредсказуемостью перспектив (5%), отсутствием знаний о последствиях внедрения (12%) и представлением о плохом влиянии замещения взаимодействия между людьми (16%).

«…искусственный интеллект для меня или вместо меня, не займет ли новое технологическое решение мое место, останусь ли я нужен обществу?»

Россияне декларируют высокий уровень готовности личного использования сервисов на основе технологий ИИ. Самая высокая готовность использования сервисов с использованием искусственного интеллекта в отношении получения государственных услуг (68%), решения бытовых задач (54%), в сфере досуга и развлечения (54%), а также в таких сферах как медицинская помощь и диагностика (52 %) и образование и профориентация (44%).

Результаты опроса также опровергают стереотип о негативном влиянии искусственного интеллекта на рынок труда: 68% населения не опасаются замещения человека технологиями ИИ в своей профессии.

Большинство населения (87%) полагает, что государство должно способствовать развитию технологий искусственного интеллекта, в первую очередь за счет создания и финансирования программ профессионального образования (38%). При этом более половины (59%) населения не хотели бы пройти обучение в сфере искусственного интеллекта в ближайшие несколько лет. Среди предложенных направлений госполитики в этой области нашли поддержку населения: программа переподготовки кадров (36%) и программа внедрения искусственного интеллекта в системы государственного здравоохранения и образования (35%). Также респонденты считают необходимым предоставлять финансовую поддержку компаниям, занимающимся разработкой технологий ИИ (35%), совершенствовать законы в данной сфере (34%) и внедрять технологии в систему получения госуслуг (34%).

Опрос ВЦИОМ проведен в октябре 2019 года в формате телефонного интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров 1600 респондентов. 

Читайте также
Прошлый год стал для Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга временем активного внедрения цифровых решений. Город расширил электронные услуги, продвинулся в клиентоцентричности и подтвердил свои позиции на федеральном уровне. О том, как цифровые технологии делают жизнь в Санкт-Петербурге удобнее и безопаснее, рассказала председатель Комитета Юлия Смирнова.

Похожие статьи