Доверенная платформа для безопасной дистанционной работы сотрудников

Логотип компании
Доверенная платформа для безопасной дистанционной работы сотрудников
Наша компания с самого начала эпидемии прорабатывает вопрос создания решения для безопасной удаленной работы, которое, с одной стороны, позволит использовать не доверенные личные средства вычислительной техники (ЛСВТ) сотрудников, а с другой – предоставит возможность подключаться к рабочему компьютеру, ГИС, ИСПДн, КИИ и т. д.

Ну что ж, коллеги, продолжим рассуждать на тему удаленной работы.
Напомним, что пандемия коронавируса и последующий режим домашней самоизоляции показал весьма слабую готовность федеральных структур, органов исполнительной власти, государственных организаций и многих крупных корпораций к организации одновременно эффективной и безопасной удаленной работы своих сотрудников. И на то есть несколько объективных причин.

С одной стороны, действующие требования регулятора в лице ФСТЭК России явно предписывают необходимость «реализации защищенного удаленного доступа» (УПД.13) к государственным информационным системам (ГИС), информационным системам персональных данных (ИСПДн) и критической информационной инфраструктуре (КИИ). При этом конкретных требований к «защищенности» и, соответственно, сертифицированных продуктов, реализующих такой доступ, нет.

С другой стороны, в стране нет столько денег, чтобы для удаленной работы обеспечить каждого сотрудника госструктур служебным ноутбуком с предустановленным набором средств защиты информации.

Ну хорошо, как-то справились, как-то пережили, многие компании с финансовыми и репутационными потерями, а в худшем случае с невосполнимыми потерями в штате сотрудников. Отпадает ли необходимость в безопасной удаленной работе после возвращения страны к более-менее нормальной, привычной жизни? Мы считаем, что нет. Это не первая и не последняя эпидемия, и никто не знает, когда может случиться следующий карантин. Кроме того, многие коммерческие организации все же смогли организовать эффективную (пусть и не очень безопасную) работу «на удаленке» и при этом наблюдали повышение производительности труда у большинства сотрудников.

Live USB

Учитывая вышеизложенное, наша компания с самого начала эпидемии прорабатывает вопрос создания решения для безопасной удаленной работы, которое, с одной стороны, позволит использовать не доверенные личные средства вычислительной техники (ЛСВТ) сотрудников, а с другой – предоставит возможность подключаться к рабочему компьютеру, ГИС, ИСПДн, КИИ и т. д. На наш взгляд, подобное решение может быть реализовано в виде Live USB и должно предоставлять следующие возможности:

o   Удаленное подключение к своему служебному компьютеру и/или к виртуальному рабочему столу (VDI).

o   Удаленная работа в привычной среде, с набором привычных приложений и документов – как в офисе.

o   Удаленная и автономная работа с конфиденциальными документами.

o   Сохранение необходимых документов на защищенный зашифрованный раздел USB-накопителя:

·         безопасный перенос данных (офис-дом-командировка);

·   контроль данных (доступ к данным только на авторизованных компьютерах; невозможность получения доступа к данным, даже если злоумышленник заполучил само USB-устройство и узнал его ПИН-код).

o   Работа с документами в режиме офлайн для экономии сетевого трафика или при плохой связи:

·         документы хранятся на зашифрованном USB-диске;

·         для работы с документами используются предустановленный офисный пакет.

o   Работа с различными системами электронного документооборота (ЭДО) и использование электронной подписи (ЭП):

·         USB-устройство является средством формирования и проверки усиленной квалифицированной ЭП (УКЭП).

o   Выход в Интернет – только со служебного компьютера через корпоративный шлюз и соответствующие средства защиты информации.

o   Строгая или усиленная двухфакторная аутентификация (2ФА), отказ от применения запоминаемых пользователями паролей.

o   Удаленное централизованное безопасное обновление прошивки устройства, пользовательских настроек и профилей, установленных приложений.

o   Безопасное удаленное администрирование.

Проект архитектуры решения для безопасного удаленного доступа представлен на рис. 1.

Доверенная платформа для безопасной дистанционной работы сотрудников. Рис. 1

Сценарий работы подобного решения может выглядеть следующим образом:

1.      Подключить USB-устройство к ЛСВТ.

2.      Включить или перезагрузить ЛСВТ.

3.      Изменить приоритет загрузки таким образом, чтобы загрузка производилась с flash-памяти подключенного устройства. Для этого использовать один из способов:

3.1.   Выбрать подключенное USB-устройство через Boot Menu, которое вызывается определенной производителем BIOS клавишей.

Читайте также
Деловые сообщества в России появляются как грибы после дождя — сегодня в стране действует более 108 бизнес-клубов. Рост спроса на них понятен — в условиях неопределенности и турбулентности рынка компаниям нужна безопасная площадка для обмена опытом, налаживания деловых связей и поиска единомышленников. Крупные системные интеграторы активно подхватывают этот тренд, предлагая своим клиентам эксклюзивные клубные форматы, в рамках которых особенно наболевшие проблемы можно обсудить в закрытом круге «своих». Как может выглядеть такое сообщество и зачем это нужно ИТ-бизнесу — в материале IT-World.

3.2.   Изменить приоритет загрузки в BIOS. Нажать определенную клавишу для входа в BIOS при перезагрузке ЛСВТ. В меню BIOS выбрать в качестве приоритетного устройства загрузки подключенное USB-устройство.

4.      Модуль доверенной загрузки проверяет целостность системного раздела.

5.      Запускается загрузчик ОС.

6.      При первом запуске USB-устройства разблокировать его с помощью транспортного PIN и задать PIN пользователя. При последующих запусках просто ввести PIN пользователя.

7.      Запускается доверенная сертифицированная ОС семейства Linux.

8.      При первом запуске на данном ЛСВТ привязать его к носителю:

8.1.   Формируется запрос, на экране появляется QR-код или последовательность шестнадцатеричных чисел.

8.2.   Информацию с экрана отправить по доступному каналу администратору безопасности.

8.3.   Ввести код авторизации, полученный от администратора безопасности.

9.      Настроить соединение с сетью:

9.1.   Ethernet.

9.2.   Wi-Fi.

10. Кликнуть по иконке «Удаленное подключение» и дождаться подключения к своему удаленному служебному компьютеру или виртуальному рабочему столу (VDI).

11. Начать работу.

Защита от деструктивных действий

При изложенном подходе мы получим продукт, который не позволит пользователю случайно или намеренно совершить следующие деструктивные действия:

o   Копировать обрабатываемую информацию на локальные, съемные диски, флеш-накопители и на другие устройства.

o   Загрузить какой-либо вредоносный файл на свой служебный компьютер или в ГИС, ИСПДн, КИИ.

o   Распечатать обрабатываемую информацию на подключенный локальный или сетевой принтер.

o   Напрямую выходить в Интернет с личного ПК (при загрузке c Live USB).

o   Допустить утечку конфиденциальной информации в случае утери или кражи USB-устройства.

o   Скомпрометировать пароль для удаленного подключения с служебному ПК или к ГИС, ИСПДн, КИИ:

·         при развернутой инфраструктуре открытых ключей (PKI) для 2ФА-пользователя применяются цифровые сертификаты;

·         если PKI не развернута, то используется технология подстановки сложного длинного пароля, который неизвестен пользователю (и следовательно, он не сможет повторно использовать его для регистрации на сайтах или в социальных сетях).

В следующих публикациях мы планируем более подробно рассмотреть сценарии использования продукта, включая действия администратора безопасности.

Смотреть все статьи по теме "Информационная безопасность"


Опубликовано 01.10.2020

Похожие статьи