Борьба с пиратским видео в российском Интернете
С 1 августа 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 187-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» (далее – «Закон»), вызвавший чрезвычайный интерес у общественности. Закон, принятый Государственной Думой в очень сжатые сроки, имеет своей целью противодействие распространению «пиратского» видеоконтента.
Закон регулирует процедуру осуществления блокировки информационного ресурса в сети Интернет с участием суда и Роскомнадзора. Она состоит из трех основных этапов:
1) Подача правообладателем заявления в Московский городской суд и вынесение им определения (далее – «Определение») о применении блокировки информационного ресурса в качестве предварительной обеспечительной меры защиты исключительного права на фильм. Подать заявление можно в режиме онлайн путем заполнения формы на официальном сайте Московского городского суда (www.mos-gorsud.ru), предварительно зарегистрировавшись и имея сертификат квалифицированной электронной подписи.
2) Принятие мер по блокировке информационного ресурса в сети Интернет. На основании вынесенного определения правообладатель обращается в Роскомнадзор (посредством ресурса https://nap.rkn.gov.ru/, где также размещен реестр сайтов, содержащих информацию, распространяемую с нарушением исключительных прав), который в достаточно сжатые сроки обеспечивает блокировку информационного ресурса посредством взаимодействия различных субъектов – от владельца ресурса до оператора связи.
3) Подача правообладателем искового заявления о защите исключительного права на фильм в Московский городской суд в течение 15 дней со дня вынесения Определения. Если иск не подается в срок, судом самостоятельно выносится определение об отмене обеспечения.
Решения Московского городского суда по данной категории дел могут быть обжалованы в апелляционную инстанцию этого же суда.
Описанная процедура теоретически не исключает случаи блокировки провайдерами IP-адреса ресурса вместо URL его отдельных страниц.
Закон в отличие от законодательства ряда стран мира не предусматривает претензионный порядок разрешения данной категории споров посредством направления правообладателем уведомления о нарушении прав напрямую владельцу информационного ресурса (например, процедура notice and take down/counter-notice).
Стоит отдельно отметить новеллы, предусматривающие определение информационного посредника и условия его ответственности. Установленная Законом дефиниция является широкой и позволяет отнести к ней хостинг-провайдера, интернет-провайдера, сайты, позволяющие загружать и хранить контент, поисковые системы, проиндексировавшие контент, а также лиц, разместивших ссылки на незаконный контент.
Ответственность информационного посредника при размещении «пиратского» видеоконтента в сети Интернет устанавливается на общих основаниях, предусмотренных гражданским законодательством, и возлагается на него только при наличии вины. Закон также обозначает конкретные условия освобождения от ответственности для отдельных категорий информационных посредников. При этом общим условием является то, что информационный посредник не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующей интеллектуальной собственности при передаче или размещении информации в сети Интернет является неправомерным. Для посредника, предоставляющего возможность размещения материалов в сети Интернет, в случае письменного заявления правообладателя о нарушении интеллектуальных прав с указанием страницы сайта и (или) сетевого адреса в сети Интернет, на которых размещен такой материал, установлена обязанность своевременно принять «необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав». Поскольку перечень таких мер пока не установлен законом, представители интернет-индустрии и правообладатели на практике могут столкнуться со спорными ситуациями, какие меры в этом отношении будут считаться необходимыми и достаточными.