Охота за скайпами
Растущие как на дрожжах поисковики, социальные сети и другие интернет-компании совершили настоящий переворот в телекоммуникациях: все они в той или иной степени уже предоставляют бесплатно или очень дешево базовые услуги связи поверх общедоступной Глобальной сети, оттягивая на себя абонентов и деньги классических операторов. Последние, однако, не намерены сдаваться и готовы принять вызов, схлестнувшись с конкурентами на чужом поле VoIP-сервисов.
Финансовый кризис заставил пользователей телекоммуникационных услуг пересмотреть свои аппетиты и сместить акцент спроса в сферу более дешевых сервисов, позволяющих экономить на связи при сохранении должного уровня ее качества. Именно это и предлагают рынку так называемые интернет-компании посредством различных комбинаций голосовой и видеосвязи поверх IP. Пострадавшими в данной ситуации оказались классические операторы связи, поскольку абоненты стали утекать от них в Интернет. Более того, сложилась удивительная ситуация: отбирая хлеб у операторов, интернет-компании фактически используют для доступа к клиентам чужую инфраструктуру, а именно каналы связи телеком-операторов.
Пока все это происходило исключительно на массовом, рынке, связисты не воспринимали угрозу их бизнесу всерьез. Но когда новоиспеченные виртуальные провайдеры шагнули в корпоративный сегмент, на долю которого приходится до 80% бизнеса классических операторов связи, телеком-рынок забил тревогу. «Так называемый “новый телеком” оказывает заметное влияние на бизнес традиционных операторов связи», – констатирует Денис Борушевский, руководитель отдела рекламы и PR компании «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ). По его словам, это влияние особенно ощутимо на рынке услуг междугородней и международной связи, так как именно там все больше пользователей фиксированной телефонии и сотовых сетей используют в качестве альтернативы IP-телефонию и базирующиеся на ней решения. «Кроме того, социальные сети и другие интернет-проекты, “наложенные” на существующую телеком-инфраструктуру, привносят в телекоммуникационную сферу новую бизнес-логику, согласно которой базовые услуги связи должны быть бесплатными для всех, а зарабатывать необходимо на предоставлении расширенного сервиса, рекламы и других услуг», – подчеркивает Денис Борушевский.
Как на дрожжах
По мнению Андрея Свириденко, председателя правления компании SPIRIT, если социальные сети еще могут быть в каком-то смысле партнерами для операторов связи, то такие VoIP-сервисы, как Google Voice и Microsoft Skype, – прямые их конкуренты. «Деньги проходят мимо операторов, их абоненты уходят в условно бесплатные виртуальные VoIP-сети, паразитирующие на дорогостоящей ШПД-инфраструктуре традиционных связистов, причем как проводных, так и мобильных», - констатирует Андрей Свириденко. По его оценке, фактически, VoIP-сервисы лишают традиционных операторов значительной доли прибыли, которую ранее им приносила голосовая связь.
Чтобы понять, какую опасность таит в себе «новый телеком», достаточно взглянуть на цифры: на сегодняшний день тот же Skype – это сотни миллионов абонентов по всему миру и около 10% всего международного трафика, и эти показатели ежегодно и стремительно растут. А после того, как в 2011 году Skype стал собственностью Microsoft, он получил прямой доступ на огромный рынок корпоративных заказчиков, использующих в повседневной работе продукты детища Билла Гейтса. Параллельно Skype и другие интернет-сервисы легко внедрились и в мобильные устройства, тем самым став для многих пользователей главным инструментом экономии на мобильной связи. «Сегодня и частные, и корпоративные абоненты выбирают для длинных разговоров с другими городами бесплатные интернет-сервисы, включая те, что функционируют на популярных смартфонах поверх 3G-сетей», – соглашается Андрей Свириденко.
Скрытая угроза
Помимо лежащих на поверхности факторов негативного влияния интернет-компаний на бизнес традиционных операторов есть и другие, менее очевидные риски, которые таят в себе IP-сервисы. Например, по оценке Андрея Свириденко (SPIRIT), все транснациональные компании, такие как Skype, Microsoft, Google, Yahoo и другие гиганты, применяют в своих сервисах закрытые технологии с нестандартными кодеками и шифрованным трафиком. Это предоставляет ряд возможностей, например, террористам, которые могут пользоваться голосовыми VoIP-сервисами с шифрованным трафиком вместо телефона. Кроме того, с точки зрения госбезопасности очень рискованно отдавать услуги связи целиком на откуп иностранным монополистам и олигополистам, даже если они декларируют готовность сотрудничать с правительствами других государств. «Да и о соответствии своих IP-сервисов российскому законодательству в области телекоммуникаций зарубежные интернет-компании пока не задумываются, в то время как все отечественные операторы обязаны принимать во внимание довольно сложную и противоречивую нормативную базу в сфере связи», – резюмирует Андрей Свириденко.
По оценке участников рынка связи, привыкание клиентов к интернет-сервисам уже привело к тому, что они не готовы платить операторам классические сборы вроде абонентской платы. «Нежелание меняться и мыслить новыми категориями может привести вначале к загниванию, а затем и к отмиранию традиционного телеком-бизнеса, поэтому главный положительный момент ситуации в том, что она заставляет классических операторов связи “шевелиться”, придумывая ответные маркетинговые ходы, и в конечном итоге побуждает весь рынок развиваться более активно», – считает Денис Борушевский (МТТ). Андрей Свириденко (SPIRIT) убежден, что для сохранения позиций на рынке традиционным операторам связи просто необходимо предлагать пользователям собственные сервисы, конкурирующие со Skype и Google, поскольку сотрудничество с ними практически невозможно.
Русский Skype
Пока что мало кто из российских операторов связи созрел для конкурентной борьбы с интернет-компаниями, продвигающими сервисы IP-телефонии и видеосвязи, однако некоторые все же приняли вызов и готовы к борьбе на чужом поле.
Так, в 2010 году «МегаФон» вывел на рынок сервис «МультиФон», представляющий собой аналог Skype с расширенным функционалом. Этим продуктом уже пользуется более 500 тыс. абонентов компании. По словам Якова Бернштейна, начальника отдела развития услуг для бизнес-рынка и конвергентных услуг «МегаФона», этот оператор выбрал конкуренцию с интернет-компаниями. «Мы даем возможность пользоваться любыми IP-сервисами, но предлагаем альтернативу, имеющую ряд значительных преимуществ. Обладая огромной базой традиционных абонентов сотовой связи, мы рассчитываем занять существенную долю рынка IP-сервисов», – заявляет Яков Бернштейн. По его словам, основное преимущество «МультиФона» по сравнению с аналогичными продуктами – «привязка» данной услуги к мобильному телефонному номеру (MSISDN) и счету абонента. При этом пользователь может принимать на свой номер входящие звонки при помощи ПО «МультиФон» в любой точке, где есть доступ к Интернету, и это базовая услуга, за которую не взимается дополнительная плата. Для сравнения: схожая услуга SkypeIn – покупка телефонного номера и возможность принимать в Skype звонки со стационарных и мобильных телефонов – стоит около 5 евро в месяц и позволяет принимать входящие звонки только на зарубежные номера.
В середине 2011 года оператор междугородной и международной связи МТТ запустил собственный коммуникационный сервис YouMagic поверх IP. Он предоставляет абонентам бесплатный прямой номер в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, бесплатные звонки на все городские номера в этих городах, а также предусматривает низкие цены на междугороднюю и международную связь. При этом количество платформ, с которых владелец YouMagic может осуществлять звонки, очень широко – от любого стационарного компьютера до мобильных устройств на базе популярных операционных систем. «Уже сейчас у нашего сервиса несколько тысяч пользователей, которые активно пользуются прямыми номерами в трех городах, а в ближайших планах компании новые пулы номеров в Казани, Новосибирске и других городах-миллионниках России», – комментирует Денис Борушевский. По его словам, выделение МТТ миллиардного пула международных номеров в коде 883-140 и его запуск в YouMagic значительно увеличили динамику подключения новых клиентов. Теперь они могут пользоваться дешевой связью по всему миру, бесплатно общаясь друг с другом внутри сети, а совсем скоро на базе YouMagic будут развернуты решения для корпоративных клиентов и платформа для открытой интеграции сервиса в веб-порталы и социальные сети. «В отличие от многих других операторов IP-телефонии мы создаем сервис на базе собственной инфраструктуры, вкладывая в развитие продукта значительные средства», – подчеркивает Денис Борушевский.
Пассивное наблюдение
Перечисленные проекты пока являются штучными и уникальными для российского рынка, тогда как большинство участников заняло роль пассивных наблюдателей за их судьбой. «В России уже действуют несколько отечественных VoIP-сервисов, но они остаются очень нишевыми. Кроме того, к их недостаткам с позиции массового потребителя относятся низкое качество связи при использовании IP-телефонии и недостаточная мобильность пользования, поскольку ноутбук или планшет не всегда можно носить с собой», – считает Юлия Неменова, специалист по связям с общественностью северо-западного филиала компании «Мобильные ТелеСистемы». Она убеждена, что VoIP-сервисы пока не оказывают заметного влияния на голосовой трафик, а с появлением таких тарифов на мобильную связь, как «Супер Ноль» от МТС, позволяющий бесплатно до часу в день звонить с мобильного телефона в другие регионы РФ, смысл использования сервисов типа Skype теряется.
«На наш бизнес активность интернет-компаний существенного влияния не оказывает. В настоящее время мы рассматриваем внедрение IP-продуктов и анализируем опыт “МегаФона”», – вторит коллеге Анна Сластенникова, представитель дирекции по внешним коммуникациям компании «ВымпелКом». Однако те участники рынка, которые уже продвигают собственные IP-сервисы, категорически не согласны с нейтральной позицией выжидающих операторов. «История показывает, что изоляция от перемен – политика, не эффективная в средней и долгосрочной перспективе», – подчеркивает Денис Борушевский (МТТ).
Конкуренция или сотрудничество
Очевидного ответа на вопрос, что выгоднее для классических операторов связи – конкуренция или сотрудничество с интернет-компаниями, – нет. По мнению одних участников рынка, попытки сдержать развитие «нового телекома» приведут к тому, что пользователи просто-напросто перетекут в новую среду – к тем средствам коммуникации, которые не имеют прямого отношения к традиционным операторам связи. Тем более что абонентские базы российских социальных сетей уже вполне сопоставимы с абонентскими базами сотовых операторов, а общение огромной аудитории пользователей уже происходит не по телефону, а в виртуальной среде. Тем не менее Денис Борушевский (МТТ) отмечает, что единственным способом взаимодействия пользователей и интернет-компаний по-прежнему остается традиционная инфраструктура классических операторов связи и поэтому тот из операторов, кто предоставит пользователю наиболее удобный доступ к социальным сетям и их сервисам, окажется в выигрыше, то есть напрашивается именно сотрудничество, а не конкуренция.
Однако, по мнению Андрея Свириденко (SPIRIT), российскому рынку необходимы отечественные аналоги Skype, и дело не только в том, что его востребованность подтверждается быстро растущей популярностью. «Важно и то, что Skype пока что не рассчитан на рынок корпоративных заказчиков, поэтому у программных ВКС-продуктов, совмещающих качество и простоту Skype с безопасностью и набором инструментов для совместной работы, огромные перспективы», – подчеркивает он. А в качестве основы для создания таких сервисов Андрей Свириденко предлагает операторам разработку компании SPIRIT – программный продукт «ВидеоМост» для организации многоточечных веб-видеоконференций. По его словам, «ВидеоМост» уже успешно используют школы Министерства образования и науки РФ, службы МЧС, РЖД, «Сбербанк России» и другие частные и государственные организации, а среди операторов партнерами SPIRIT по данному продукту выступают компании «ЭР-Телеком» и «Ростелеком».
Андрей Свириденко убежден, что, расширив портфель услуг посредством сервиса интернет-видеоконференций под своим брендом, операторы смогут получить от этой услуги существенную дополнительную прибыль по модели SaaS, что очень важно в условиях, когда потери из-за популяризации иностранных VoIP-сервисов непрерывно растут. «В отличие от VoIP рынок ВКС-услуг не коммодитизирован, и доходы операторов связи от таких сервисов для предприятий остаются весьма высокими», – резюмирует Андрей Свириденко.
Автор: Алексей Комов
Источник: IT News №4 (март 2012)
Источник: IT News №4 (март 2012)
Опубликовано 26.03.2012