Настоящее и будущее 3D-печати
Рынок 3D-принтеров и сопутствующих услуг в 2017 году продолжает набирать обороты. Сегодня это один из наиболее динамичных сегментов экономики: начинают работу новые компании, улучшаются технологии, появляются новые материалы. Вместе с тем в России этот рынок остается очень специфичным. Широкопрофильные IT-дистрибьюторы и крупные розничные сети продолжают сторониться его, несмотря на продолжающийся рост и заманчивые перспективы. О том, почему дела обстоят именно так, мы спросили у самих участников рынка. Заодно обсудили и ряд других важных вопросов.
* * *
Что изменилось на мировом рынке 3D-печати в 2016-2017 гг.?
Антон ЛЫЛЫК,
генеральный директор компании «3Дтул» (3Dtool.ru):
Многие осознали, что 3D-принтер – это станок, который служит в первую очередь для реализации профессиональных проектов. Это не бытовая техника, которая может быть востребована в каждом доме. Энтузиастов 3D-печати, конечно, становится все больше, но это не массовое явление, которое пытались спрогнозировать на заре эры 3D-печати. Прошел пик активности разработки различных схем 3D-принтеров, и сейчас идет процесс доводки до идеального состояния схем, которые признаны перспективными. Продолжается процесс распространения фотополимерных 3D-принтеров с перспективой снижения цен на них.
Александр КОРНВЕЙЦ,
генеральный директор компании «Цветной Мир»:
На мировом рынке можно отметить две тенденции. Первая – взрывной рост продаж бюджетных 3D-принтеров, в категории до $500. Данные устройства приобретаются домой, для хобби и развлечений, зачастую детям в подарок. Многие современные подростки увлекаются программированием, робототехникой, дизайном, и 3D-принтер является отличным помощником в этих занятиях. Раньше спрос сдерживала высокая цена в $2000-3000, но когда она начала быстро снижаться, многие семьи в западной Европе и Америке смогли позволить себе купить новую игрушку. Вторая тенденция – рост продаж промышленных 3D-принтеров, печатающих металлом. Эта технология может существенно изменить множество традиционных индустрий, таких как двигателестроение, авиация, станкостроение и др.
Наталья ФУНКНЕР,
региональный менеджер аналитического агентства CONTEXT:
В сегменте индустриальной 3D-печати главными событиями 2016 года стали выход на рынок такого крупного игрока, как НР, а также усиление активности GE (General Electric). Их влияние продолжало ощущаться и в 2017-м. Общим трендом был переход 3D-печати (Additive Manufacturing) от создания прототипов к массовому производству готовых продуктов. НР надеется ускорить данный процесс в отношении к производству в пластике, а GE обосновалась в индустриальной 3D-печати в металле. Недавно НР вступила в партнерство с Deloitte для расширения своего присутствия на рынке, в то время как GE Additive (подразделение GE, занимающееся 3D-печатью) продолжает интеграцию в свою организацию двух купленных в прошлом году компаний (Arcam и Concept Laser). В сегменте персональной 3D-печати рынок продолжает расти с очередным резким скачком во втором квартале 2017 года. Появление таких игроков, как Monoprice (США), XYZPrinting (Тайвань), Prusa Research (Чехия), Ultimaker (Нидерланды), и других свидетельствует о том, что это феномен глобального характера. Данный сектор переключил свой фокус с обычного потребителя на сферу образования (проекты STEM), а также на профессиональное оборудование начального уровня.
Александр ПЕРЕС,
совладелец федеральной торговой сети ABS3D.RU:
Изменился сам рынок 3D-печати, появились новые модели принтеров, и главное – огромное количество новичков по производству и использованию 3D-оборудования, из которых кто-то уже прекратил существование, а кто-то наоборот приобрел серьезную поддержку и рост. Многое стало доступно по цене, и это сильно отразилось на числе пользователей 3D-принтеров, да и на стоимости самой 3D-печати на заказ.
Денис МАРИНИЧ,
директор департамента САПР и ГИС ГК Softline:
Эйфория вокруг 3D-печати («классная игрушка!») постепенно рассеялась. Заказчики начали думать, как встроить трехмерную печать в технологические процессы на производстве. Пришло понимание, что 3D-принтер сильно отличается от обычного принтера для печати документов и что для его использования нужно как минимум быть инженером и понимать хотя бы основы проектирования. Необходимо рассматривать технологии 3D-печати как программно-аппаратный комплекс. Сам по себе 3D-принтер работать не будет: нажав волшебную кнопку Print, ничего не получишь.
Ашхен ОВСЕПЯН,
генеральный директор компании «НПО Систем»:
Все больше компаний узнают о возможностях 3D-печати и начинают внедрять в свои производственные процессы. Промышленные технологии активнее проникают в бюджетные, настольные решения. Происходит общее снижение стоимости оборудования и деталей, полученных аддитивными методами. Конкуренция на рынке усиливается.
Ирина АРАПОВА,
специалист отдела маркетинга компании Picaso 3D:
Наблюдается значительное увеличение количества компаний, внедривших аддитивные технологии в свой производственный цикл. И если несколько лет назад это было применимо лишь к странам Европы и Америки, то сейчас это можно сказать и о российских компаниях. Появились российские двухэкструдерные 3D-принтеры, аналогов которым на данный момент нет ни в России, ни в мире. В 2016-2017 годах рынок 3D-принтеров в России сильно увеличился, преимущественно за счет большой доли импортного оборудования.
Василий КИСЕЛЕВ,
основатель и директор по развитию компании «Top 3D Shop»:
Сегмент аддитивных технологий растет быстрее, чем предполагалось. К 2021 году, по прогнозам Wohlers Associates, отрасль вырастет до $26 млрд в мире, что в России – при 2% от мирового рынка – составит около 30 млрд рублей. Устройства 3D-печати становятся быстрее, дешевле, надежнее и доступнее для всех сфер производства.
Илья ВИНОГРАДОВ,
генеральный директор компании «3Д Вижн»:
С каждым годом развитие рынка аддитивных технологий влияет на ключевые сферы промышленности. Появляется все больше ключевых деталей, конечное производство которых производится методом 3D-печати. Наиболее заметный сегмент, как обычно, в инновационном производстве –это военная, аэрокосмическая и автомобильная отрасль. Соответственно, все больше производителей оборудования пытаются занять свою нишу в данной сфере. Крупные компании сейчас занимаются созданием своих вариаций на тему фабрики будущего с полностью автоматизированным производством в сфере аддитивных технологий. Компании поменьше пытаются подвинуть гигантов, предлагая новые решения с меньшими затратами как на само оборудование, так и на расходные материалы.
Процесс внедрения 3D-технологий в серьезные производственные процессы стартовал пару лет назад. Как обстоят дела на данный момент?
Антон ЛЫЛЫК (3Dtool.ru):
Процесс продолжается, до насыщения рынка еще далеко. Многие организации только сейчас осознают достоинства внедрения аддитивных технологий в свои технологические процессы. Это в первую очередь касается сектора СМБ. Большие, серьезные организации и конструкторские бюро уже несколько лет используют подобные технологии. И осознанно закупают более современные и продвинутые 3D-принтеры.
Наталья ФУНКНЕР (CONTEXT):
Печать металлом с использованием оборудования стоимостью более $1 млн сделала уверенные шаги в производстве частей для автомобильной, авиационно-космической промышленности, а также в здравоохранении. GE даже производит части для реактивных двигателей, применяя данные технологии. Переход к производству в области полимеров не такой значимый по сравнению с печатью в металле, но все же тоже утвердился. Массовая кастомизация с применением 3D-печати полимерами уже применяется для производства слуховых аппаратов, прозрачных брекетов для зубов и даже специальных стелек в кроссовки. Новые технологии от ветеранов этой индустрии – Stratasys, 3D Systems, EOS, Envision TEC и от новичков, таких как Carbon, HP, Prodways и других, – способствуют переходу полимерной 3D-печати на производственные мощности в ближайшие годы.
Александр ПЕРЕС (ABS3D.RU):
Я бы не сказал, что 3D-технологии стали внедряться в серьезные технологические процессы пару лет назад, просто пару лет назад об том стали больше говорить, а так процесс внедрения идет довольно давно. Наша компания сама перевела с 2011 года не одну и не две серьезные компании на использование 3D-технологий в своем производстве, а некоторые из них даже закрыли литейный цех, полностью перейдя на 3D-печать. На данный момент об этом стало задумываться все больше компаний, да и информации стало больше. Более того, 3D-технологии заметно подешевели как для внедрения, так и для «пробы пера», что, в свою очередь, привлекает новые предприятия.
Денис МАРИНИЧ (Softline):
Адаптация 3D-печати на производстве продолжается. Отраслями-лидерами, которые толкают эти процессы вперед, можно назвать оборонно-промышленный комплекс и аэрокосмическую промышленность. В обеих отраслях остро стоят задачи оптимизации и ускорения процессов проектирования и получения готового изделия, и 3D-печать эти задачи помогает решать лучше, чем традиционные технологии. Так получается за счет того, что сокращается время, затрачиваемое на оптимизацию технологических процессов. 3D-принтеры не требуют разработки специальной оснастки, подбора станочного парка на производстве и прочих операций. Плюс 3D-принтеры решают специфические задачи. Например, сложные, неразворачиваемые поверхности высокого порядка изготовить традиционным методом очень и очень сложно, а 3D-печать справляется с такими задачами великолепно. Также 3D-принтеры могут работать в полевых условиях, с их помощью можно оперативно изготовить детали для ремонта техники.
Ирина АРАПОВА (Picaso 3D):
Внедрение аддитивных технологий в различных отраслях производства возрастает с каждым годом. Особенно часто применяются 3D-принтеры на экспериментальном производстве, что позволяет сократить срок изготовления конечного продукта на несколько месяцев, снизив при этом затраты на разработку. Раньше от первоначального CAD-проекта до его физической реализации проходило много времени: для изготовления любого тестового прототипа требовался запуск цикла производства длительностью от одного до нескольких месяцев. Сейчас на это уходит от нескольких часов до одного-двух дней и прототип уже можно отправлять на тесты. При этом необходимо понимать, что трехмерная печать вряд ли заменит все традиционные методы производства, но при грамотном использовании даст возможности оптимального соотношения ресурсных затрат.
Василий КИСЕЛЕВ (Top 3D Shop):
3D-технологии уже активно применяются в промышленности. Так, на базе предприятий «Росатома» к 2018 году обещали начать полномасштабное серийное производство 3D-печатных изделий из металла. Такие предприятия, как GE и Space X, производят методом 3D-печати детали для реактивных двигателей, для применения в авиации и космонавтике. Автопроизводители широко применяют 3D-сканеры для контроля качества деталей в производстве. Получила широкое применение робототехника, роботы стали частью аддитивных технологий – они теперь не только перемещают детали и производят сварку, но осуществляют и 3D-печать и 3D-сканирование.
Илья ВИНОГРАДОВ (ООО «3Д Вижн»):
Я бы не сказал, что данный процесс стартовал пару лет назад. В России, возможно, но не в США или Европе. Там крупные производства имеют свой парк машин, при этом количество оборудования исчисляется десятками, а в некоторых особо крупных предприятиях и сотнями. В России же иметь десяток производственных 3D-принтеров на данный момент могут позволить себе единицы. Но развитие не стоит на месте и, глядя на иностранные производства, наши компании также начинают закупать оборудование, что приводит к уменьшению себестоимости и сроков работ по выпуску новой продукции. Начинается производство отечественного оборудования профессиональной направленности, а также расходных материалов.
Владислав ТОМИЛИН,
директор по развитию направления 3D-печати и робототехники в РФ и СНГ компании BQ Russia:
Наша компания занимается производством 3D-принтеров, которые предназначены для учебы, дома и мелкосерийного производства. Самое большое внимание BQ уделяет именно образованию. Конечно, специалисты промышленной 3D-печати сейчас уже есть. И все же их недостаточно. Многие еще не понимают ценности технологии и используют дедовские методы в работе. Компания BQ совместно с городским проектом «ШНТ» (Школа новых технологий), организованным Департаментом информационных технологий и Департаментом образования города Москвы, периодически проводит бесплатные семинары для учащихся и педагогов на тему использования 3D-технологий и робототехники как в образовательном процессе, так и в других сферах жизни. Ежегодно проводится конкурс «3D Бум» среди московских школьников, на котором они создают и демонстрируют проекты, созданные при помощи современных технологий 3D-печати.
Какие компании, начавшие работать на рынке 3D-печати в течение последних трех лет, на ваш взгляд, заслуживают внимания?
Антон ЛЫЛЫК (3Dtool.ru):
Новые компании, появившиеся на рынке в последнее время, приходят с уже отработанными ранее решениями. Они больше работают на насыщение рынка 3D-принтеров. Чего-то сверхъестественного никто из них не предложил. Большинство из тех, кто закрепился на рынке, не пытаются изобретать велосипед. И кто имеет такой подход к рынку, остаются на нем. Кардинальные новшества приносят уже опытные компании, которые на рынке работают более трех лет. Это связано с тем, что для разработки таких решений требуются опытная команда инженеров и солидный бюджет для исследований. У большинства стартапов этого нет. Среди компаний, которые заслуживают внимания, в первую очередь стоит назвать российскую PICASO 3D, которая буквально в этом месяце выпустила на рынок 3D-принтер PICASO 3D Designer X PRO. Он имеет запатентованную конструкцию для печати сложных моделей с помощью растворяемого материала поддержек. Российские инженеры смогли создать не просто конкурентоспособную технику на мировом рынке. Можно сказать больше: в мире аналогов подобных принтеров с такими параметрами на настоящий момент нет. Один из лидеров мирового рынка – Ultimaker – выпустил подобный аппарат в прошлом году, но он все равно уступает по скорости и качеству печати двумя материалами российскому 3D-принтеру. Насколько мне известно, PICASO 3D начала продвигать свой 3D-принтер на мировой рынок, и я верю, что они достигнут успеха. Хотелось бы также отметить компанию REC 3D, которая занимается производством расходных материалов для 3D-печати. Тоже не новичок на рынке – выпускает спектр востребованных материалов. REC 3D уже вышла на мировой рынок и поставляет свою продукцию за рубеж.
Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир»):
Рынок по производству 3D-принтеров – это бурлящий котел, десятки компаний появляются ежемесячно, а потом так же быстро исчезают, поэтому за последние три года случилась масса разных событий, заслуживающих внимания. Среди прорывов этого года я бы назвал выпуск китайской компанией Wanhao LCD 3D-принтера Wanhao Duplicator 7, который использует для печати фотополимерную смолу. Прорыв заключается в том, что Wanhao сумела добиться снижения стоимости принтера почти в 10 раз и стала продавать 3D-принтер, работающий по этой технологии, по цене ниже $500. Фотополимерная 3D-печать имеет ряд важных преимуществ в сравнении с классической FDM-технологией: она дает возможность создавать объекты с высокой детализацией и прорисовкой мелких деталей, а скорость печати и качество готовых изделий существенно выше.
Наталья ФУНКНЕР (CONTEXT):
В сегменте персональных настольных устройств это компании Monoprice, Prusa Research, Formlabs. Интересно, что последняя образовалась благодаря краудфандинговой платформе Kickstarter, а на настоящий момент имеет в своем портфолио оборудование уже с двумя видами технологий 3D-печати: SLA и SLS. Большинство вендоров предпочитают придерживаться одной технологии, относительно настольных устройств превалирует FDM (экструзия материала). В сегменте индустриальной печати стоит выделить HP и GE наряду с Carbon, вступившей в новое партнерство с Adidas. Также в последнее время много внимания привлекают новые производители «дешевого» оборудования для 3D-печати в металле ($100–200 тыс. в сравнении с $500 тыс.–2 млн), такие как Desktop Metal, Markforged, OR Laser и др.
Ашхен ОВСЕПЯН (АО «НПО Систем»):
Carbon 3D, Desktop Metal, Sintratec, Sinterit, Markforged. Кроме новичков на рынке, свежие продукты предоставляют хорошо известные и зарекомендовавшие себя компании, такие как, например, 3D Systems.
Ирина АРАПОВА (Picaso 3D):
На данном рынке заслуживает внимания период ~5 лет, так как из-за огромной конкуренции компаниям сложно удержать заданный в момент выхода на рынок уровень. Безусловно, лидеры есть в различных технологиях 3D-печати, причем отличаются разработками не только зарубежные, но и отечественные компании. В технологии FFF несомненным лидером является российская компания PICASO 3D, в технологии работы с фотополимерами стоит отметить американскую компанию Formlabs.
Василий КИСЕЛЕВ (Top 3D Shop):
В первую очередь хотелось бы обратить внимание на китайских производителей. Уровень качества их продукции постепенно приближается к европейским и американским аналогам, уровень сервиса тоже растет. Они обеспечивают достойную конкуренцию известным производителям, что способствует росту и развитию рынка. Интересны и некоторые российские производители.
Как меняется динамика продаж на мировом и российском рынке 3D-печати?
Антон ЛЫЛЫК (3Dtool.ru):
Такого взрывного роста, как на заре 3D-печати, уже нет. Это естественно. Идет процесс массового насыщения рынка. Компании, осознавшие все преимущества аддитивных технологий, внедряют их в свое производство. Идет стабильный рост рынка.
Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир»):
После скачкообразного роста в 2014-15 гг. продажи 3D-принтеров в России и мире плавно растут на 25-30% в год в штучном выражении, если же считать в деньгах, то роста практически нет из-за снижения среднего чека.
Наталья ФУНКНЕР (CONTEXT):
Новые компании из разных индустрий выходят на этот рынок, например HP из компьютерной и технологической сфер, GE из промышленного производства и авиации, Deloitte из консалтинга. Это происходит вследствие смещения $5-миллиардного рынка 3D-печати в сторону $12-триллионного рынка промышленного производства. Если смотреть на сегмент персональных настольных 3D-принтеров, то их продажи растут, а цены снижаются.
Александр ПЕРЕС (ABS3D.RU):
У нас нет опыта мировых продаж в таком объеме, чтобы сказать, что нам понятна динамика, хотя по последнему году очень сильно стал надавливать Китай со всеми возможными клонами любых принтеров. Так что нельзя зевать, а то эта страна может перекрыть все российские небольшие компании, и они не успеют вырасти. Что касается российского рынка, то он пока растет, но вот профессионалов на нем мало, очень большая текучка, а серьезные компании можно пересчитать по пальцам.
Денис МАРИНИЧ (Softline):
Интерес к технологиям высокий, решений на рынке становится больше. В конце весны я был на международной выставке, посвященной металлообработке: 3D-принтеры занимали там заметное место среди станков, и их было достаточно много, чтобы понимать, что технология востребована и интересует заказчиков самого высокого уровня – в том числе тех, кто готов встроить ее в производственный процесс. Конечно, эти принтеры по уровню больше похожи на обрабатывающие комплексы, создающие готовые детали. На мой взгляд, сейчас ситуация с конкуренцией подходов и технологий – 3D-печать против традиционной металлообработки – очень похожа на противостояние цифровой и пленочной фотографии. На первом этапе аналоговая технология не сдавала позиции, но развитие цифровой фотографии в конечном счете не оставило пленке шансов. Вполне вероятно, что 3D-принтеры займут значительную долю рынка сложного технологического оборудования.
Ашхен ОВСЕПЯН (АО «НПО Систем»):
Количество закупаемых машин на мировом рынке растет экспоненциально. Однако на российском мы видим некоторое замедление темпов роста, во многом связанное с курсом иностранной валюты и санкционными рисками.
Ирина АРАПОВА (Picaso 3D):
Наряду с промышленными гигантами отрасли, в России активно набирают популярность так называемые персональные 3D-принтеры, работающие по технологии послойного наплавления материала, термопластика (FFF). При сравнении с промышленными машинами, основанными на технологиях лазерного спекания порошков (SLS) и стереолитографии (SLA), персональные FDM-принтеры имеют преимущество: сравнительно высокое качество готовых изделий при низкой стоимости как самого устройства, так и расходных материалов и возможность печати как прототипов, так и изделий, готовых для конечного использования. Взрывной рост предложения на рынке 3D-принтеров привел к существенному снижению стоимости: от средней (для середины 1990-х) $50 000 за персональный 3D-принтер до $2500–3000 в 2016 году.
Василий КИСЕЛЕВ (Top 3D Shop):
Темп производства и продаж 3D-техники и расходных материалов растет как на мировом рынке, так и у нас.
Илья ВИНОГРАДОВ («3Д Вижн»):
На данный момент динамика положительная. Как я уже говорил, развитие технологий приводит к тому, что все больше конечных изделий изготавливаются методами аддитивного производства, соответственно появляется больше потребителей оборудования и услуг и продажи увеличиваются.
В каких отраслях экономики наиболее востребованы решения для 3D-печати?
Антон ЛЫЛЫК (3Dtool.ru):
Основные сферы применения 3D-печати – это изготовление прототипов и макетирование. Очень востребована 3D-печать для протезирования в стоматологии. Ювелирная отрасль тоже осознала все преимущества использования 3D-печати в своей деятельности и массово их внедряет. Также именно сейчас закладывается фундамент широкого применения аддитивных технологий в будущем в виде массового внедрения 3D-печати в процесс обучения молодежи. Развитие различных ЦМИТ дает надежду, что Россия не останется среди отстающих, когда технологии всего мира переходят на новый уровень.
Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир»):
Активно 3D-принтеры применяются в стоматологии, производстве ювелирных украшений, создании макетов, прототипов новых продуктов, ремонте мелкой бытовой техники, при создании скульптур, в производстве фурнитуры для мебели и одежды, дизайне интерьеров, создании протезов и ортезов.
Наталья ФУНКНЕР (CONTEXT):
На настоящий момент 15% технологий индустриальной 3D-печати используется в автомобильной промышленности, 12% – в здравоохранении, 20% – в авиационно-космической индустрии.
Александр ПЕРЕС (ABS3D.RU):
При производстве любого прибора 3D-печать необходима как воздух. Те, кто еще не занимается быстрым прототипированием при разработке того или иного продукта, либо выпускает поистине что-то древнее, либо это завод кубиков Рубика, который занимается только этим. Так что самые перспективные для 3D-печати отрасли – это приборо- и машиностроение, стоматология и медицина, а потом, скорее всего, идет ювелирная промышленность.
Денис МАРИНИЧ (Softline):
Медицина, ювелирное дело (есть ювелиры, которые смотрят в сторону 3D-печати, потому что она позволит им создавать украшения, которые нельзя сделать по классической технологии, и благодаря оригинальности изделий стать заметными на рынке), аэрокосмическая отрасль и оборонка. Военные – пожалуй, самые продвинутые пользователи технологий 3D-печати: на ряде предприятий, выпускающих продукцию оборонного назначения, есть целые цеха, оборудованные 3D-принтерами, с помощью которых получают готовые изделия.
Ирина АРАПОВА (Picaso 3D):
В нашей стране, как и во всем мире, большинство настольных 3D-принтеров используется для прототипирования и изготовления мелкосерийных деталей в приборостроении, робототехнике, оборонной промышленности. Также они применяются при разработке дизайна промышленных устройств, для макетирования, предоперационного планирования и многого другого.
Илья ВИНОГРАДОВ («3Д Вижн»):
Наиболее востребованы, конечно, в промышленности. Если взять за основу работу нашей организации, то до 30% всех заказов приходится на продукцию, так или иначе связанную с медициной. Несильно отстает от этих показателей и направление военной промышленности – около 25% всех заказов, а если взять только печать металлами, то на военную промышленность у нас пришлось около 80% всех заказов.
Как за последний год изменились технологии и материалы для 3D-печати?
Антон ЛЫЛЫК (3Dtool.ru):
Что-то кардинально нового в технологиях не появилось. Сейчас происходит процесс доводки технологии для достижения максимального качества печати и удобства использования (пример этого я приводил ранее, когда описывал достижения компании PICASO 3D в сфере высококачественной печати с использованием растворяемых поддержек). Появляются новые материалы повышенной прочности с более простыми требованиями к квалификации оператора и техническим характеристикам 3D-принтера.
Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир»):
Совершенствуются уже существующие технологии, улучшается ПО, в принтерах появляются дополнительные функции, напрямую не связанные с качеством печати, но давно привычные в бытовых приборах: типа подключения по Wi-Fi, тачскринов, встроенных веб-камер, приложений и т. п. Кроме того, как я уже отмечал, идет процесс удешевления устройств. Появляется масса различных материалов для узкопрофильных задач, например такие декоративные материалы, как бронза, медь, алюминий, дерево, камень и др. Используя их, можно без дополнительной постобработки получить необходимое вам качество напечатанной модели.
Наталья ФУНКНЕР (CONTEXT):
За последние годы рынок 3D-печати пережил кардинальные перемены. Главная причина – стали истекать старые патенты, что сделало возможным зарождение рынка настольных 3D-принтеров по доступным ценам. Существует семь основных типов 3D-принтеров, и патенты на остальные продолжают истекать, открывая двери для новых игроков, низких цен и конкуренции. Открытость системы, появление Open Architecture HP, позволяющей проводить тестирование материалов, возможность воплощать изобретения – это новая реальность в мире 3D-печати. Теперь дорога открыта и для компаний по производству материалов, для инноваций в этой отрасли. Настоящим изобретением этого года можно назвать новый процесс для 3D-печати в металле компании Desktop Metal. Несмотря на название, они производят индустриальные принтеры, но их машины стоят от $50-$100 тыс. (напомню, такое оборудование обычно имеет ценник более $1 млн). Изобретением был процесс MIM (Metal Injection Molding), который позволяет использовать традиционные материалы, применяемые в металлургии, что намного дешевле специального металлического порошка для 3D-печати.
Александр ПЕРЕС (ABS3D.RU):
Технологии доводятся до ума, хотя пару лет назад казалось, что можно дорабатывать в FDM. Оказалось, что работы еще непочатый край. Радует, что некоторые компании это поняли и направили свои силы на доработку технологии. Материалы для 3D-печати претерпели сильные изменения, хотя на первый взгляд кажется, что PLA и ABS как были лидерами, так и остались. Так и есть, но состав материалов постоянно дорабатывается, и в нем искореняются те ошибки, которые приводят к нежелательным последствиям при печати на том или ином принтере. Очень радует развитие линейки профессиональных материалов: например, выход CyberFiber PLA PRO доказал, что в PLA есть что менять, и при этом кардинально.
Денис МАРИНИЧ (Softline):
В России наметилась правильная тенденция: мы не пытаемся догнать Запад, а создаем свои материалы – на основе пластиков, металлов. Также идут эксперименты и с другими материалами. Это большой плюс, поскольку мы перестаем зависеть от поставок сырья, произведенного за рубежом. Это защищает российский сегмент 3D-печати от различных рисков, связанных с геополитикой.
Ашхен ОВСЕПЯН («НПО Систем»):
Номенклатура доступных материалов расширилась. В первую очередь появились новые термопластичные и фотополимерные материалы, но новые сплавы металлов также появляются в 3D-печати.
Ирина АРАПОВА (Picaso 3D):
Если говорить о технологии FFF, то здесь уже никого не удивить гибкими пластиками типа Flex или Rubber, куда больший интерес вызывают прочностные характеристики распечатанных изделий. Сейчас ведутся разработки состава угленаполненных пластиков, проводящих электричество. Прототипы из данного материала дают возможность покрытия порошковой краской без какой-либо подготовки и обработки сразу после печати. За последние два года появилось большое количество композитных материалов для 3D-печати, и российские разработки находят покупателя по всему миру.
Василий КИСЕЛЕВ (Top 3D Shop):
3D-принтеры развиваются, становятся совершеннее. Например, в марте текущего года публике было представлено решение Carbon Speed Cell, работающее по технологии CLIP – это новая технология на основе стереолитографии, обеспечивающая 3D-печать со скоростью до 100 раз выше. Это промышленное решение, но конкуренция порождает прогресс и в любительском секторе. Так, относительно недавно начались продажи фотополимерного принтера Wanhao Duplicator 7 по рекордно низкой для данного класса устройств цене – в России он стоит менее 40 тыс. рублей.
Владислав ТОМИЛИН (BQ Russia):
Если говорить о сегменте рынка 3D-печати, куда попадают так называемые бытовые 3D-принтеры с технологией печати пластиками (FFF или FDM), то в последнее время не столько развивается сама технология, сколько появляются новые материалы. Одной из задач является создание более прочных и жестких материалов. Особенно важно, чтобы они были экологически чистыми и безвредными для людей как во время печати, не выделяя в воздух вредных веществ, так и после, чтобы уже в готовом виде детали можно было смело давать и взрослым, и тем более детям. В Европе уже давно предпочли безвредный PLA-пластик другим. Уже давно используются резиновые пластики, медные, бронзовые и деревянные, созданные на основе PLA. Появляются новые материалы на основе карбона и даже кожи. Что касается самой технологии печати, то происходит ее упрощение, чтобы ее можно было использовать в каждом доме без специальной подготовки. В частности, BQ недавно анонсировала BQ WitboxGo! – 3D-принтер, работающий на базе ОС Android, управление которым производится через смартфон или ПК: специальное ПО позволяет выбрать все настройки печати и запустить создание модели.
Изменил ли российский ретейл свое отношение к 3D-принтерам или в этом сегменте продолжают доминировать узкоспециальные интернет-магазины?
Антон ЛЫЛЫК (3Dtool.ru):
В российском ретейле работают прагматичные люди. И, как я уже отмечал, 3D-принтер в первую очередь – это станок. И он не нужен массовому рынку в таком количестве, которое может охватить ретейл электроники и компьютерной техники. Они не могут представить большого ассортимента подобной техники в силу того, что специализируются на других направлениях. Поэтому, как и ранее, основными игроками остаются специализированные компании, которые могут представить широкий спектр 3D-принтеров и 3D-сканеров.
Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир»):
В офлайне вы вряд ли найдете 3D-принтер на полках магазинов, а вот в онлайне 3D-принтеры уже активно продаются на ведущих площадках, таких как DNS, OZON, Onlinetrade, Ulmart и др. В основном речь идет о бюджетных устройствах, за более же профессиональным оборудованием нужно обращаться к специализированным компаниям.
Александр ПЕРЕС (ABS3D.RU):
Думаю, со временем сети будут все больше и больше продавать 3D-оборудование, хотя более-менее серьезные 3D-принтеры в категории от 100 тыс. рублей так и останутся только в специализированных магазинах.
Денис МАРИНИЧ (Softline):
Опыт использования бытовых устройств показал, что печатать все, что захочется, не получится, – важно уметь пользоваться САПР, чтобы получить желаемое изделие. Такой опыт есть у отдельных энтузиастов, которых явно недостаточно для того, чтобы 3D-принтеры стали продавать сетевые магазины электроники. На мой взгляд, на рынке останутся серьезные игроки, которые в состоянии оказывать качественную сервисную поддержку своим клиентам: имеют как минимум склад запчастей и расходных материалов, а также инженеров по обслуживанию и настройке такого оборудования. Поскольку даже бытовой 3D-принтер по сути своей станок, квалификация инженеров должна быть достаточно высокой. Зарплата у таких специалистов тоже не самая маленькая. Поэтому на рынке останутся компании с конкретной специализацией на 3D-принтерах.
Ашхен ОВСЕПЯН («НПО Систем»):
Можно признать, что 3D-принтеры так и не нашли широкого распространения на полках крупных розничных магазинов. Узкоспециализированные магазины все еще занимают большую часть рынка в этом сегменте.
Ирина АРАПОВА (Picaso 3D):
В данный момент узкоспециализированные магазины все еще играют ключевую роль. Ретейл ориентируется на массовый спрос, а 3D-принтер все еще является больше инструментом разработчика, чем бытовым прибором. К тому же 3D-принтер – это все еще недешевый инструмент, и для того чтобы занять место на полке магазина в одном ряду с микроволновками и холодильниками, ему нужно доказать свою полезность в быту и стать намного более простым в освоении.
Василий КИСЕЛЕВ (Top 3D Shop):
Розничные сети, продающие потребительскую электронику в крупных офлайн-магазинах, не могут составить конкуренцию специализированным интернет-магазинам. 3D-техника – это нишевый продукт, который требует более длительного цикла сделки, сложных консультаций. Вряд ли 3D-принтеры станут товаром для ретейла в ближайшие годы, а то и десятки лет.
Илья ВИНОГРАДОВ («3Д Вижн»):
В данном сегменте продолжают лидировать узкоспециализированные интернет-магазины, но теперь для нормального функционирования недостаточно сайта и контракта с поставщиком. Необходимо иметь собственный демонстрационный зал, сервис. Необходимо производить подготовку оборудования к продаже, проводить обучение, оказывать поддержку. Область достаточно специфическая, и крупный ретейл не очень хочет связываться с подобной возней.
Владислав ТОМИЛИН (BQ Russia):
Более чем трехлетний опыт продаж 3D-принтеров BQ в крупных российских федеральных сетях показывает, что потребители еще не готовы покупать 3D-принтеры даже с минимальной ценой в 40 тыс. рублей в таких магазинах. Покупателям нужно рассказывать, что такое 3D-печать, в чем ее польза. А тем, кто это понял, необходима экспертная оценка, какое именно оборудование поможет справиться с их конкретными задачами, а консультанты в магазинах не всегда успевают проходить должное обучение.
Как вы оцениваете успехи и перспективы российских производителей 3D-принтеров?
Антон ЛЫЛЫК (3Dtool.ru):
Я уже говорил о достижениях компании PICASO 3D, которая вышла на международный рынок с конкурентным продуктом. Именно на такой подход стоит ориентироваться другим российским производителям для дальнейшего роста. Перспектива может быть одна – выход на международный рынок. Сейчас наблюдается тенденция массового насыщения рынка продукцией из Китая. Да, она пока не отличается высоким качеством, а та, которая сделана хорошо, пока стоит с учетом импорта дороже российской. Понятно, что это вопрос времени, когда производители из Поднебесной подтянут качество или удешевят свои конкурентоспособные решения. Выводы также понятны – надо выходить на другие рынки самим. С качественным, уникальным продуктом.
Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир»):
Российские производители 3D-принтеров занимают большую долю российского рынка, но особых перспектив для них мы не видим, пока они не начнут создавать продукт, конкурентоспособный на мировом рынке. Сейчас такую попытку делает компания PICASO 3D. Путь копирования китайских 3D-принтеров, на который встало большинство российских производителей, мы считаем бесперспективным. Говоря о российских производителях 3D-оборудования, я бы обратил внимание на производителей 3D-сканеров, и прежде всего компанию Artec3D, мирого лидера в своем сегменте, а также на компании Thor3D и RangeVision, которые создали уникальные продукты и продвигают их на мировой рынок. На мой взгляд, у этих компаний отличные перспективы.
Александр ПЕРЕС (ABS3D.RU):
На мой взгляд, стоит отметить успехи компаний PICASO 3D (за PRO250 и ожидаемый X PRO), Imprinta (за вышедший Hercules) и Cyberon (за бюджетный и интересный принтер из коробки CyberMicro), а также компанию PrintBox3D, которая в последний год опять появилась на рынке и серьезно доработала свою машину PrintBox270 PRO.
Денис МАРИНИЧ (Softline):
Пока в России достаточно неплохо развито производство принтеров начального уровня – например, для школ и вузов. Серьезные решения для промышленности – для производства готовых изделий – пока есть только в единичных экземплярах.
Ашхен ОВСЕПЯН («НПО Систем»):
Российские производители все еще находятся по большей части в стадии НИОКР. Однако положительная тенденция есть. Есть несколько перспективных разработок в сфере печати металлом, керамикой. Шанс, что в ближайшие пару лет российские производители смогут потеснить мировых лидеров, невелик. Однако рынок меняется крайне быстро, и инновационные разработки могут оказаться конкурентоспособными.
Василий КИСЕЛЕВ (Top 3D Shop):
Отдельные российские производители 3D-принтеров уже сейчас составляют достойную конкуренцию зарубежным коллегам. Яркий пример – компания PICASO 3D с их Designer X PRO, который обеспечивает качество FDM-печати выше уровня зарубежных образцов. Им уже интересуются покупатели из других стран. Перспективно выглядят и разработки красноярской компании «Импринта». Есть и другие интересные производители, в общем, перспективы неплохие.
Илья ВИНОГРАДОВ («3Д Вижн»):
Очень ждем, что наконец-то российские разработчики создадут действительно стоящее оборудование для профессионального сегмента. На данный момент отечественные 3D-принтеры – это полупрофессиональные установки. Мы их используем, но больше для простых дизайнерских проектов. Для промышленных изделий используются иностранные решения.
Ваш прогноз по развитию рынка 3D-печати на ближайшие два-три года.
Антон ЛЫЛЫК (3Dtool.ru):
Продолжится рост рынка. Это связано с тем, что многие осознали, какие перспективы и выгоды несет 3D-печать в бизнесе. Бизнес, как и раньше, останется главным локомотивом этого рынка. Энтузиасты продолжат собирать свои принтеры из наборов китайских деталей, так же как сейчас, и не окажут значимого влияния на рынок. Массового бытового применения 3D-принтеров прогнозировать не могу. Хотя сейчас есть несколько моделей на подходе, которые претендуют на роль «3D-принтера в каждый дом». Правительство приняло правильное решение, обратив внимание на процесс обучения 3D-печати нашей молодежи. Именно подготовка специалистов дает базу для массового внедрения 3D-печати в нашу жизнь.
Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир»):
Чтобы случился прорыв в технологии 3D-печати, нужно решить массу технических задач, и прежде всего добиться существенного увеличения скорости печати и одновременно улучшения качества готовых изделий. Это требует миллиардных инвестиций, но инвесторы последние годы не очень жалуют участников этого сектора, разочарованные слабыми финансовыми показателями лидеров рынка – американских компаний Stratasys и 3DSystems, поэтому данный процесс будет идти медленней, чем бы нам хотелось. Результатом инноваций должна стать возможность напечатать изделие, неотличимое от сделанного на заводе. Ожидать, что эта задача будет решена в ближайшие два-три года, практически невозможно, поэтому мы рассчитываем на рост в 25-30% в год, который будет обеспечен прежде всего более глубоким внедрением 3D-оборудования в те отрасли, где оно уже начало применяться отдельными новаторами.
Наталья ФУНКНЕР (CONTEXT):
По прогнозам CONTEXT, к 2021 году рынок 3D-печати вырастет с $5 млрд до более чем $16 млрд. Ожидается выход и других больших компаний на этот рынок, таких как Ricoh и Canon. Компании, чей бизнес традиционно связан с печатной техникой, попытаются получить свою долю на рынке 3D-печати. Многие бизнесы уже сейчас стараются понять, каким образом печать запчастей на заказ нарушит их цепочку поставок. UPS, FedEx, The Royal Mail, Amazon и многие другие начинают планировать содержание меньших складов в связи со снижением необходимости долгосрочного хранения. В течение нескольких последующих лет, по мере укрепления успехов новых технологий, станет обычным явлением увидеть в промышленных цехах оборудование для 3D-печати рядом с традиционным.
Александр ПЕРЕС (ABS3D.RU):
Эти два-три года покажут лидеров, так как сейчас рынок начинает входить в более взрослую стадию, когда появляются компании, знающие, что делать, и имеющие конкретные цели, а главное, возможности для их достижения.
Денис МАРИНИЧ (Softline):
Технологии 3D-печати будут распространяться в промышленности. Они будут изменять парк станков и в конечном итоге значительно изменят технологические процессы на производстве. Очень важно, что в ближайшие два-три года мы будем наблюдать удешевление технологии в целом. Чем быстрее она будет дешеветь, тем охотнее ее будут внедрять.
Ашхен ОВСЕПЯН («НПО Систем»):
В ближайшие два-три года темпы роста на 15–25% в год должны сохраниться. На рынок выходят новые крупные игроки. Поэтому велик шанс, что мы увидим крупные слияния и поглощения. Большие перспективы вижу в развитии доступных систем, использующих технологии, которые ранее могли внедряться только в дорогих промышленных решениях.
Ирина АРАПОВА (Picaso 3D):
Давать прогноз на быстрорастущем рынке очень сложно. По некоторым оценкам, рост в ближайшие пять лет будет составлять не менее 30% в год. Российский рынок составляет крайне малую долю мирового, но продолжает увеличиваться, а интерес к этой технологии только возрастает. Все это дает как минимум уверенность в устойчивом росте.
Василий КИСЕЛЕВ (Top 3D Shop):
Основной вектор развития – большая доступность 3D-печати, увеличение точности и качества, стабильности работы, больший охват всевозможных материалов для печати и расширение сфер применения. В ближайшие годы мы ожидаем увидеть больше интересных решений. Для бизнеса – более доступные, удобные и компактные 3D-принтеры для печати металлом прямо в офисе, сверхбыстрые и точные – для печати пластиками и композитами. Получат развитие полноцветные принтеры для дома, которые уже начали появляться. Увеличивается интеграция аддитивных технологий в традиционные сферы промышленного производства, где они дополняют привычные технологии, а где-то уже и заменяют их, делая конечные продукты качественнее и уменьшая их себестоимость. Доля аддитивных и комбинированных технологий в производстве вырастет, как и в остальных областях.
Илья ВИНОГРАДОВ («3Д Вижн»):
Рынок 3D-печати будет расширяться, на данный момент мы не видим ограничений по его развитию. При этом развиваться будет как сфера оказания услуг, так и сфера производства оборудования и расходных материалов. Также мы прогнозируем развитие 3D-печати в профессиональных сегментах и постепенное насыщение рынка персональных и полупрофессиональных устройств.
Опубликовано 20.09.2017