«Цифровой IQ» компании и цифровая трансформация бизнеса
Все большую популярность получает параметр «Цифровой IQ компании» (Digital IQ). Этот показатель отражает, насколько предприятие успешно с точки зрения внедрения новых цифровых технологий, и как следствие, в деле цифровой трансформации бизнеса. Эта некая оценка, которую, как ученику в школе, выставляют бизнесу в сфере цифровых достижений. Параметр Digital IQ включает, при этом, такой важный компонент, как умение предприятия извлечь выгоду из внедрения цифровых решений. Другими словами, это не искусство ради искусства — это получение практической пользы от цифровизации.
Большинство компаний стремятся провести цифровую трансформацию для того, чтобы стать более успешными и конкурентоспособными на рынке. При этом очень важно не забывать итоговую цель, которая проста и неизменна — больше выручки и меньше расходов.
К сожалению, статистика в сфере цифровой транформации бизнеса не слишком позитивна: как подсчитала компания McKinsey, порядка 70% усилий по цифровой трансформации идет прахом. При этом специалисты компании PwC выяснили, что причины провала обычно следующие: 1) недостаток опыта и компетенций у IT-специалистов компании; 2) устаревшие технологии, внедрение которых не способно улучших ситуацию с бизнесом в нынешней рыночной ситуации (например, внедрение такого метода, как «ведение таблички в Excel» формально будет шагом к цифровизации, но вряд ли приведет к успеху в долгосрочной перспективе); 3) неадекватные методы интеграции создаваемых решений. Все это говорит о низком уровне «цифрового IQ» компании.
Чтобы улучшить ситуацию с Digital IQ, специалистами компании LumApps рекомендуется выполнить следующие действия. Прежде всего, всеми силами повышать уровень компетенций своего IT-департамента. Порядка 75% руководителей компаний, опрошенных PwC, сообщают, что по их мнению, IT-департамент на их предприятии может и должен быть компетентнее. Одновременно 54% специалистов этих IT-департаментов чувствуют, что им не помешало бы дополнительное образование и тренинги. Порядка двух третей компаний с высоким Digital IQ постоянно проводят программы обучения, переподготовки и дополнительного образования для IT-персонала, при этом особо отмечается, что такие программы переподготовки постоянно видоизменяются в ответ на требования экономической ситуации.
Еще одним важным фактором является четкое понимание целей и задач в сфере ИТ в компании у IT-специалистов. Часто каждый занят своим маленьким фронтом работ и не видит общей цели. Согласно статистике, только 24% респондентов, работающих в IT-департаментах, четко представляют себе конечную цель процесса, а не сфокусированы на тактике. Таким образом, повышение компетенции IT-департамента должно сопровождаться повышением понимания этими специалистами стратегических вопросов предприятия в сфере ИТ.
Еще одной задачей, выполнение которой повышает уровень Digital IQ, является укрепление коммуникаций между топ-менеджерами бизнеса и IT-департаментов, чтобы не получалась история с лебедем, щукой и раком. Все должно быть подчинено росту доходов и снижению расходов, а для этого необходима слаженная работа.
Интересно, что по данным PwC, оотраженным в отчете «2020 Global Digital IQ», компании с высоким «Цифровым IQ» тратят на цифровую трансформацию на 33% больше средств, чем компании, у которых этот параметр низок.
Опубликовано 22.07.2020