Дистрибьюция в России
Мировые тренды 2017
На протяжении 2017 года во всем регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) происходила консолидация рынка, как в дистрибьюции, так и в рознице. В базе данных CONTEXT наблюдалось не только сокращение числа реселлеров, но и сокращения их жизненного цикла, отчасти обусловленного переходом на новые модели бизнеса при адаптации облачных платформ. В такой динамичной среде, с одной стороны, возникают возможности для развития, а с другой стороны, реселлеры обеспокоены перспективой роста цен, включая цены закупок, что было бы естественным следствием консолидации рынка.
Розница в 2017 году продолжала внедрять омниканальную структуру. Аналитика о поведении потребителей выходит на первое место. Понимание движения покупателя от решения о покупке до получения товара помогает управлять инфраструктурой и стоками. Тренд «заказал онлайн – забери офлайн» занимает все б?льшую долю розничной торговли. В омниканальной экосистеме неоценимо стратегическое партнерство между розницей и дистрибьюцией. Управление стоками в режиме реального времени, drop shipments, онлайн платформы – условия для выживания и дальнейшего развития традиционной розницы в омниканальной среде, и здесь дистрибьюторы играют критически важную роль.
Дистрибьюция России в 2017 году
Общий рынок российской IT-дистрибьюции в 2017 году уверенно закрепился в позитивной зоне роста. Увеличение продаж в долларовом выражении +30% год на год, при 5%-ном росте в штуках, подтверждает то, что цена перестала являться главным фактором при выборе IT-продукции. Также это может свидетельствовать о повышении доли VAD-предложения в канале.
В 2017 году выявились категории роста, а также категории спада, в основном обусловленные технологическими переменами. Например, продажи терминалов оплаты, POS, а также фото- и видеокамер упали почти на 40% год к году в долларом выражении. Топ-3 сектора, показавшие быстрый рост в российской дистрибьюции за 2017 год к году: системы контроля доступа (Security Devices) с 162%-ым увеличением долларового оборота, компьютерные компоненты с +71% год к году и десктопные компьютеры, выросшие на 63% в долларовом выражении.
В группе «дисплеи» категория «мониторы», как бизнес, так и консьюмер-ориентированные, показала рост год к году. В долларах эта категория выросла на 29%. Продажи интерактивных мониторов увеличили обороты в штуках год к году на 61%, и если руководствоваться определением вендоров, то продажи игровых мониторов выросли на 76% в долларовом выражении год к году. Профессиональные широкоформатные дисплеи (LFD) показывали рост на протяжении всего 2017 года, оборот в долларах увеличился на 57,5% год к году. Начинает быть заметной быстро растущая доля дисплеев с разрешением 4К (UHD 2160p). В 2017 году цена на них упала практически в два раза по сравнению с 2016 годом, высокое разрешение становится более доступным. В категории профессиональных дисплеев в российской дистрибьюции Samsung держит 47% рынка в долларовом выражении, за ним следует LG с 24%, а замыкает тройку NEC с 10,4%. В группе дисплеев, единственная категория, показавшая снижение продаж – это телевизоры, -40% в долларах год к году.
Принтеры и МФУ. В количественном выражении, продажи принтеров через дистрибьюцию России снизились в 2017 год к году: лазерные на 16%, струйные на 24%. При этом лазерные принтеры выиграли 16% в долларовом выражении, большей частью благодаря росту цен с начала 2016 года до середины 2017-го. В Европе наблюдается переход на МФУ, в России также, и лазерные, и струйные МФУ увеличили свои обороты год к году в дистрибьюции каждый на 24% в долларах. В 2017 году вендоры способствуют переходу с транзакционной модели на контрактную. Приобретая целый пакет услуг на несколько лет, появляется возможность снизить и распланировать затраты с ежеквартальными или ежемесячными оплатами, снизить потребление бумаги, а также создать онлайн базу документов.
Беспроводные сети нарастили обороты год к году в штуках на 45%. Главная категория роста здесь беспроводные точки доступа, которые за 2017 год прибавили долларовый оборот на 55% год у году. После сокращения продаж в 2016 году НР активно наращивает свои обороты в данной категории в 2017 году, однако, его доля в штуках всего 0,7%, как и у Zebra, которые показывали рост и в 2016, и в 2017. В долларовом выражении доли этих вендоров 4,5% и 2,4% соответственно. TP-Link является лидером продаж в штуках с 61% от всего рынка по категории точек доступа, что является небольшим спадом по сравнению с 68% в 2016 году. В долларовом выражении TP-Link по-прежнему уступает Cisco. Доля последнего увеличилась до 60%, при этом TP-Link потерял 3% и в 2017 году занимает 13% от долларового оборота всех вендоров в данной категории.
Говоря о категориях роста, следует упомянуть носимые устройства (Wearable Devices), которые в 2017 году нарастили обороты продаж через дистрибьюцию на 35% в штуках, принеся около $5,5 млн.
Наталья ФУНКНЕР,
региональный менеджер аналитического агентства CONTEXT
Опубликовано 12.02.2018