Как «растащить» ИТ на части, или Вдогонку к статье «Пришло время прощаться с ИТ»
На затронутых в статье гендерных раскладах (кто как управляет сервисами) фокусироваться не буду. Хотя бы потому, что десятки раз наблюдал, как люди проявляют себя строго противоположно графе «пол», указанной в их паспортах. Стереотипы (в том числе гендерные) всегда находят способ удивить. А вот о тенденциях, а также о внутренних и внешних силах, которые влияют на ИТ, поговорим подробнее.
Что входит в традиционное понимание корпоративных ИТ? Сети, компьютеры, поддержка пользователей, телеком, мобильные устройства, приложения. ИТ-организация работает на обслуживание и развитие этих совместно функционирующих компонентов. Многие годы это требовало комбинации технических, инженерных и управленческих знаний «в одном флаконе», то есть в самой организации.
Провокация: ничто не мешает «растащить» существующее в большинстве организаций ИТ по другим функциям уже сейчас.
Поймите правильно: компьютеры, системы, данные, мобильные устройства — все это останется. Более того, мы наблюдаем, что в компаниях становится все больше и больше ИТ.
Только вот организации и процессы, которые будут заниматься ИТ, постепенно начнут становиться другими. Как именно? Watch.
· Приобретение компьютеров и оргтехники: переложим на службу закупок, пусть это работает по тем же схемам, что и все остальное.
· Провода, сети, wi-fi. Отдать в службы эксплуатации (внутренние либо внешние). Это сложнее, чем электричество, но ненамного.
· Бизнес-приложения: пусть их внедрением занимаются бизнес-руководители, у них вполне хорошо получается. Попутно исчезнет конфликт «не хотим работать с тем, что там айтишники сделали». Но придется научиться управлять проектами, не без того.
· Развитие систем. Оно неразрывно связано с непрерывным улучшением (continuous business improvement). Кто лучше знает, что и куда улучшать? Бизнес-руководители соответствующих направлений: производства, ремонтов, продаж. А с учетом того, что ИТ-система и есть процесс, то вполне оправданно, если определять приоритеты и планировать развитие ИТ-систем будут бизнес-руководителям . Другое дело, что от них потребуется готовность к принятию ответственности. Тут не всегда гладко выходит.
Собственно, все. Хотя нет, не совсем. Остаются архитектура приложений, интеграция и безопасность. Первые две отвечают за то, чтобы все составляющие ИТ хорошо работали вместе, а третья — чтобы враг не проник.
Архитектуру можно самому делать, можно на сторону отдать. В зависимости от типа бизнеса — подчинить либо первому руководителю, либо финансовому руководителю, либо в business support передать.
Есть бизнесы, где от ИТ зависит основной производственный процесс . Мой знакомый руководит ИТ в компании, которая проектирует и строит здания. Там все — от эскиза до плана отгрузки строительных блоков на площадку — завязано на ИТ-систему. Поэтому и должность у человека — заместитель первого руководителя. И еще, его служба также закупает расходники и меняет картриджи. Но, согласимся, больше по старой памяти.
А существуют бизнесы, где ИТ и есть основной процесс. К примеру, агрегаторы систем бронирования, банки, Uber тот же самый. Построение и развитие подобных систем вообще противопоказано держать в той же организации, которая обслуживает провода и пользователей. Drivers, KPI’s, приоритеты — слишком они разные. Не удивлюсь, если в этом случае руководить развитием систем будет первое лицо компании.
А вот безопасность — тут разговор непростой. Традиционный ИТ-директор вырос в парадигме непроницаемого забора вокруг инфраструктуры и данных.
Посмотрим на www.dodopizza.ru. Они выкладывают в общий доступ практически все. Среднее время доставки клиенту (в разрезе городов присутствия, разумеется), онлайн-видео с кухни, с указанием имени заказчика, для которого пицца вылезает в данную секунду из печки. Впечатляет? Я еще только начал перечислять, в общем доступе находится годовой оборот всей сети с лентой заказов. Обновляемой, понятное дело, в реальном времени.
А еще каждый желающий может посмотреть операционные показатели пиццерий и поставить себя на место владельца франшизы.
Естественно, компании приходится защищать входную дверь. В первую очередь от потока желающих эту самую франшизу купить и уже примеривших эту роль на себя с цифрами и возможностью посмотреть онлайн, как и что делают будущие «соседи по фронту».
Компаниям предстоит подумать, что именно в их данных по-настоящему конфиденциально. А потом понять, где должна проходить стена. Но не факт, что она будет там, где показал айтишник.
В Интернете можно посмотреть составы management boards публичных компаний. Наряду со стратегией и финансовой отчетностью. Часто ли там в наши дни присутствует ИТ-руководитель? И почему так вышло? Результат наведет вас на мысли.
В сухом остатке: в компаниях появится больше ИТ, и они будут играть более важную роль. Лидером их развития может стать и ИТ-директор. Делающий другое, делающий по-другому. Возможно, называющийся иначе. Мы, в конце концов, сами выбираем, кем быть и что делать.
Опубликовано 01.02.2016