Мировой цифровой ринг. Часть 3
(Продолжение. Начало в IT News № 1-2/2013)
Мир современного бизнеса – это лавины информационных потоков разной степени важности и объема. Возможности их восприятия, еще вчера казавшиеся фантастикой, сегодня уже не просто реальность, но и ощутимый источник прибыли. Эффективность любой компании целиком зависит от того, насколько хорошо она себя чувствует в этих потоках. «Удача благоволит тем, кто к ней готов», – говорил Луи Пастер. Вот и технологии идут на пользу тем, кто до них дорос.
В предлагаемой ниже статье рассматриваются масштабы, тенденции и динамика потребления инфопродукта крупнейшими сегментами экономики отдельных зарубежных стран, а также оценивается вклад новых технологий, коренным образом меняющих традиционную модель деятельности игроков ИКТ-рынка.
Основные сферы потребления инфопродукта
Государственный сектор – один из самых крупных потребителей товаров и услуг ИКТ. В последние два десятилетия наблюдаются значительные положительные сдвиги, как в информационной политике власти, так и практической реализации основных ее ориентиров: построении основ информационного общества и создании в его рамках приоритетной для всех стран мира общегосударственной системы e-government. Под этим термином понимается способ предоставления информации и оказания определенного набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти, позволяющий минимизировать личное взаимодействие заявителя с госорганами и максимально полно использовать ИТ. Электронное правительство снижает затраты как административного аппарата, так и предпринимателей и частных лиц, повышает эффективность работы госсектора, делает ее прозрачной для населения.
Несмотря на схожесть целей и задач, технологический инструментарий и методы, используемые зарубежными странами для создания e-government, весьма различны. Единого рецепта успеха пока нет. Не углубляясь в сложные технические детали, отметим, что сегодня в мире существует два подхода к созданию порталов государственных услуг. Первый строится по принципу «сверху вниз» (централизованный), второй – «снизу вверх» (метасистема). Например, портал правительства Великобритании представляет собой централизованный интернет-ресурс, объединяющий интернет-сервисы всех органов власти и предоставляющий государственные услуги в едином информационном пространстве. В США же используется метасистема: поскольку к моменту создания федерального портала региональные и местные органы власти уже имели собственные хорошо развитые системы предоставления госуслуг. Поэтому была создана своеобразная база метаданных для каждого их вида. Вся информация на портале разбита на четыре модуля: для населения, для бизнеса, для госслужащих и для гостей страны. Сам интернет-ресурс представляет собой единый функциональный центр, обеспечивающий посетителям возможность поиска и получения с его помощью необходимой информации.
Остановимся на некоторых наиболее успешных проектах.
Канада одной из первых в мире стран приступила в 1994 году к решению проблемы открытого доступа к информации госструктур. Сегодня правительство напрямую взаимодействует с населением посредством мощнейшего портала, объединяющего более 500 интернет-сайтов. Отказ от необходимости непосредственного общения граждан с чиновниками и бумажного документооборота, по оценке экспертов, за последние три года позволили Канаде сэкономить почти $13 млрд.
Сингапур и США ныне предоставляют своим гражданам наибольшее количество услуг госсектора.
ЕС регулярно, каждые пять лет (начиная с 2005 года), актуализирует стратегию развития системы e-government в рамках консолидированного документа под названием “i-2015” (план действий и рекомендаций). Среди его главных ориентиров – стандартная корзина из 20 жизненно важных госуслуг, которые обязательно должны быть доступны всем гражданам 27 стран ЕС. Общий результат по данной позиции в 2011 году – 83% (на 14% выше, чем в 2009-м). Самые высокие показатели у Австрии, Ирландии, Италии, Мальты, Португалии, Швеции и Франции: в этих странах все основные услуги, входящие в корзину, полностью доступны через Интернет.
Словения вошла в список лидеров ЕС по итогам 2011 года. В этой стране порядка 90% объема информации и услуг, предоставляемых госструктурами, доступно через интернет-ресурсы. Граждане могут, не выходя из дома, зарегистрировать автомобиль, предприятие, решить вопросы, связанные с налогами. Список включает в себя все 20 основных позиций, важных для повседневной жизни населения и деятельности бизнеса, а также различные дополнительные функции.
Франция за десять лет функционирования государственного портала www.service-public.fr сэкономила свыше €10 млрд бюджетных средств. Сейчас его ресурсы посещает 54 млн пользователей; 80% всех необходимых документов и бланков население страны может получать в электронном виде. Ежемесячно с этого ресурса скачивается 1,2 млн документов. В частности, ежегодно в режиме онлайн заполняется 10 млн налоговых деклараций. Спектр сервисов продолжает расширяться.
Республика Корея второй год подряд признается экспертами ООН лучшей в мире по результативности e-government. Достижения страны в данной области столь серьезны, что ряд других государств высказали заинтересованность в приобретении используемых ею передовых технологий. Так, за последние три года сумма подписанных контрактов превысила $200 млн. Особой популярностью пользуется OPEN – модель электронного правительства Сеула, которая работает и совершенствуется уже 15 лет. Главный ее результат – шестикратное снижение коррупции в госаппарате. Ее популярность столь велика, что по просьбе ООН правительство Сеула подготовило специальное учебное пособие, которое рекомендовано к распространению в других странах – членах этой международной организации.
Национальные модели e-government постоянно совершенствуются сообразно сложной общеэкономической конъюнктуре, с учетом спектра перспективных предложений, поступающих со стороны ИКТ-индустрии, касающихся в первую очередь облачных сервисов. По мнению экспертов, работа электронного правительства в настоящее время близка к идеалу только в Сингапуре и Южной Корее.
Промышленность в передовых странах наращивает успехи в области информатизации. Сбылись прогнозы зарубежных экспертов, которые в начале XXI столетия полагали, что «существенный эффект от растущей автоматизации крупный бизнес почувствует в полной мере в 2012 году, малый и средний – на пять лет позже». По данным опроса Евростата, 143 тыс. предприятий в 27 странах ЕС именно в 2012 году продекларировали фазу насыщения рынка доступа в Интернет и использования фиксированного ШПД: соответственно 96 и 92%[1] (рис. 1). Самые низкие позиции – в Венгрии, Болгарии и Румынии: соответственно 89, 87 и 79%.
В 2011 году 83,5% опрошенных компаний имели онлайн-диалог с госсектором и 88,5% использовали для этой цели онлайн- или офлайн-посредников.
Семь из десяти компаний имеют собственный сайт, но лишь одна из десяти занимается электронной торговлей. Сайт, по их мнению, это визитная карточка, неоспоримый факт участия в бизнесе: его основные характеристики – главная информация о предприятии, описание продукции, ссылки на СМИ и конфиденциальность.
В фокусе особого внимания проблема навыков, знаний в области ИКТ (eSkill), ибо сегодня только одно предприятие из семи использует собственных ИКТ-специалистов, а одно из четырех привлекает их со стороны.
Разрыв между малым и крупным бизнесом по уровню использования ИКТ-специалистов, применения мобильного ШПД, специального ПО (например, ERP) для обмена данными внутри компании, онлайн-оформления заполненных форм в стандартном формате и, соответственно, электронного обмена информацией, а также практики электронной коммерции по-прежнему высок – более 30 п.п.
Рис. 1. Основные индикаторы информатизации промышленности стран ЕС в 2012 году (% от числа предприятий)
Источник: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/eurostat/home/
Мировой цифровой ринг
Сегодня на повестке дня наращивание «мобильного потенциала ИКТ», ибо руководители компаний уверены: новые способы доступа и повышение эффективности использования Сети – движущая сила экономического прогресса. Почти половина предприятий ЕС обеспечивают своих сотрудников самыми разнообразными портативными устройствами: от КПК, смартфонов и ноутбуков до планшетов.
В 2012 году в 27 государствах ЕС мобильными устройствами были вооружены сотрудники 88% крупных, 71% средних и 43% малых предприятий. Разброс в оснащенности персонала мобильными средствами связи среди стран весьма существен: от 22% в Румынии до 78% в Финляндии. Лидерами стали компании крупного бизнеса в Швеции (71%), Чехии (67%) и Дании (64%). Самая высокая доля компаний, предоставляющих сотрудникам мобильные устройства, в государствах Северной Европы и Чехии. По данным опроса, в 86% компаний сотрудники используют гаджеты преимущественно в производственных целях. Самый высокий балл заслужили корпоративная электронная почта, интернет-поиск, редактирование, интерактивный обмен, документооборот внутри фирмы и с контрагентами.
Однако не все так гладко. На пути распространения мобильного ШПД респонденты отмечают следующие барьеры: низкое качество мобильной связи и высокие затраты на подключение и пользование Интернетом (21% предприятий), проблемы конфиденциальности (17%), отсутствие навыков в новой рабочей практике, трудности юридического характера. В определенной степени препятствия связаны с масштабами бизнеса. Малые предприятия сетуют на высокие стоимостные показатели (20%), крупные озабочены рисками, связанными с безопасностью (29%).
Одна из острейших проблем современной индустрии – нехватка квалифицированных специалистов в области ИКТ. Более 40% опрошенных предприятий недоукомплектовано и находится в поиске. Потребность в специалистах растёт и сегодня эта горячая проблема всей мировой экономики. {PAID}
Электронная торговля – одно из самых перспективных и динамичных направлений мирового ритейла. Мировой объем онлайн-коммерции в 2012 году впервые превысил $1трлн, а в 2016 году, по оценкам экспертов, приблизится к $1,5трлн. Колыбелью электронной торговли можно по праву считать США, хотя по доле в общем объеме розничной торговли (4,6%) американский рынок уже давно уступает Европе. В 2012 году в среднем по странам ЕС вес электронной розницы составил 7,9%. В 2011 году среднегодовой прирост в странах ЕС варьировался от 13 до 33% (рис. 2). В целом по Европе рост интернет-продаж в последние семь лет носит экспоненциальный характер.
Рис. 2. Рынок электронной торговли некоторых европейских стран в 2011 году
Источник: eMarketer, 2013.
Интернет-торговля становятся реальным конкурентом традиционным магазинам. Так, сегодня на каждый фунт стерлингов, потраченный на британском рынке розничных товаров, 17 центов приходится на онлайн-покупки. На стороне электронной торговли много преимуществ, в частности ниже производственные издержки и соответственно ниже цены. Бизнес выигрывает не только на аренде торговых площадок, но и на оптимизации управления персоналом, минимизации негативных последствий «человеческого фактора». Автоматизация процессов – от выписки счетов до подготовки статистических и аналитических отчетов – не только экономит деньги, но и делает эти процедуры более быстрыми и точными.
Ритейл гибко меняет и маркетинговую стратегию. К примеру, 66% американских крупных торговых сетей обращаются к покупателям через социальные сети. И это не традиционная интернет-реклама – это диалог в Сети. Собственная страница на сайте Facebook хороша уже тем, что видна даже незарегистрированным посетителям сайта, индексируется Google и ее легко можно найти с помощью поисковиков. Кроме того, ощутимые дивиденды приносит и сарафанное онлайн-радио социальных сетей.
Китай и Индия лишь вступили на этот рынок и на старте добились впечатляющих результатов. При этом рост отмечен во всех секторах бизнеса: B2B, B2C, C2C. Всего же возможностями электронной коммерции в 2012 году воспользовались более 170 млн человек, что на 24% больше, чем в 2011 году.
Но в Китае е-продажи растут невиданными темпами: 130% в 2012 году. Такой впечатляющий рост аналитики объясняют не столько удобством электронного бизнеса, сколько низкими ценами предложения. Прежде всего это следствие жесткой конкуренции на рынках традиционного ритейла и его интернет-аналога. Разница ценников в онлайн- и офлайн-магазинах составляет рекордную в мире величину – в среднем 21%! Доставка почти не влияет на стоимость покупки – курьер на скутере готов привезти товар в любой район города в течение часа за $1. Получение им статуса крупнейшего мирового рынка в этой отрасли, кажется, не более чем вопрос времени
Потенциал востребованности электронных технологий на рынке розничной торговли огромен. Одновременно с ростом ассортимента ИКТ-решений (IT-приложения в мобильной и стационарной версии, широкий спектр специализированного ПО и т. д.) ужесточаются требования к их качеству и разнообразию. Все шире используются мобильные и социальные технологии. Интеллектуальные устройства меняют облик современной торговли, предлагая покупателю максимальную комфортность (мобильные электронные кошельки и т. д.), а бизнесу – новую, рациональную систему организации труда.
(Продолжение следует)
[1] Из них 26% предприятий имеют скорость 10 Мбит/с и более, в том числе 11,3% - абоненты мобильной связи.
Опубликовано 25.02.2013